Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу n А75-8615/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 декабря 2014 года

                                                        Дело №   А75-8615/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  09 декабря 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 декабря 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Самовичем А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11914/2014) Ханты-Мансийского межрайонного прокурора на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.10.2014 по делу № А75-8615/2014 (судья Зубакина О.В.)

по заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора

к обществу с ограниченной ответственностью «АСС-Групп» (ОГРН 1116672022620, ИИН 6672351040)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор (далее - заявитель, административный орган, Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АСС-Групп» (далее - заинтересованное лицо, Общество, ООО «АСС-Групп») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.10.2014 по делу № А75-8615/2014 в удовлетворении заявленных Прокурором требований отказано.

Судебный акт мотивирован отсутствием состава правонарушения, а также наличием двух постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении по одному и тому же вменяемому правонарушению, в связи с чем состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ является недоказанным.

Не согласившись с принятым судебным актом, Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что ООО «АСС-Групп» было привлечено для осуществления аварийно-спасательных работ в рамках лицензируемой деятельности и осуществляло деятельность непосредственно связанную с эксплуатацией опасных производственных объектов, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 420 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» требует наличия соответствующей лицензии и (или) аттестации в установленном порядке.

Кроме того, податель апелляционной жалобы отметил, что арбитражный суд первой инстанции должен был прекратить производство по настоящему делу в связи с наличием вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 11.09.2014  по делу № А60-33832/2014, которое вынесено о том же предмете спора и по тем же основаниям.

До начала судебного заседания от ООО «АСС-Групп» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Административный орган и Общество, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах, которой установлено, что 30.12.2013 закрытое акционерное общество «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» (далее - ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция») и Ханты-Мансийский филиал ООО «АСС-Групп» заключили договор № 08/13 ЛАРН на ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» (том 1 л.д. 46).

По условиям договора ответчик обеспечивает постоянную готовность дежурной аварийно-спасательной группы профессионального аварийно-спасательного формирования ООО «АСС-Групп» к реагированию на чрезвычайные ситуации, вызванные разливами нефти (нефтепродуктов), для выполнения работ по ликвидации аварийных разливов нефти (нефтепродуктов) на объектах, необходимых ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», в соответствии с настоящим договором и приложениями к нему.

Перечень объектов ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» стороны определили в приложении № 1 к договору.

В соответствии с выпиской из государственного реестра опасных производственных объектов объекты, указанные в приложении № 1 к договору, относятся к опасным производственным объектам.

Согласно письму казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центроспас-Югория» от 15.07.2014 в территориальную аттестационную комиссию документы на аттестацию аварийно-спасательного формирования ООО «АСС-Групп» не поступали, аттестацию указанное формирование не проходило, свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях не выдавалось.

По факту осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения Прокурором 06.08.2014 в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (том 1 л.д. 11).

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

02.10.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Прокурором в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Деятельность по аварийно-спасательным и иным неотложным работам в чрезвычайных ситуациях регулируется Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ), статьей 2 которого установлено, что правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Для целей данного Федерального закона под аварийно-спасательной службой понимается совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования (пункт 1 статьи 2); аварийно- спасательные формирования - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (пункт 2 статьи 2); аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 151-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона № 151-ФЗ установлено, что все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Порядок проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2001 № 1091, утвердившим соответствующее Положение о проведении аттестации.

Пунктом 2 этого Положения установлено, что аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Положения аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Ссылаясь на указанные нормы, Прокурор полагает, что свидетельство об аттестации является разрешением, дающим право осуществление деятельности по аварийно-спасательным и иным неотложным работам в чрезвычайных ситуациях, а осуществление деятельности в отсутствие такого свидетельства (разрешения) образует административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью  2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Данный вывод не может быть признан обоснованным.

По своей юридической сути лицензия представляет собой разрешительный документ, выдаваемый соискателю лицензии в качестве подтверждения им соблюдения всех предусмотренных законом лицензионных требований, и является юридическим фактом (основанием) для возникновения (изменения) правоспособности юридического лица.

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ; абзацем 2 пункта 3 данной статьи установлено, что право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензией признается

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу n А70-4454/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также