Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу n А46-9912/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 декабря 2014 года

 Дело № А46-9912/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12641/2014) Межрегионального управления по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу на решение Арбитражного суда Омской области от 16.10.2014 по делу № А46-9912/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Омскгоргаз» к Межрегиональному управлению по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу об оспаривании постановления № 20-04-28/14-157П от 08.07.2014,

при участии в судебном заседании представителей:

от Межрегионального управления по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

от открытого акционерного общества «Омскгоргаз» - Морозова Мария Валерьевна по доверенности № 6 от 13.01.2014 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Мальцева Наталья Евгеньевна по доверенности № 8 от 13.01.2014 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

установил:

 

Открытое акционерное общество «Омскгоргаз» (далее по тексту – заявитель, общество, ОАО «Омскгоргаз») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 20-04-28/14-157П от 08.07.2014 Межрегионального управления по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее по тексту – заинтересованное лицо, МРУ Росфинмониторинг по СФО, Управление) о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Омской области от 16.10.2014 по делу № А46-9912/2014 заявленное ОАО «Омскгоргаз» требование удовлетворено, признано незаконным и отменено в полном объеме постановление от 08.07.2014 № 20-04-28/14-157П о назначении административного наказания.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вмененное Обществу правонарушение охватывается диспозицией части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с вынесенным судебным актом МРУ Росфинмониторинга по СФО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы Управление указало на ошибочность вывода суда первой инстанции о неверной квалификации совершенного Обществом административного правонарушения.

По мнению подателя жалобы, Общество нарушило законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части неосуществления внутреннего контроля, что повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель ОАО «Омскгоргаз» возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

МРУ Росфинмониторинга по СФО, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал возможным удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя ОАО «Омскгоргаз», установил следующие обстоятельства.

20.05.2014 МРУ Росфинмониторинг по СФО вынесен приказ № 63 о проведении проверки ОАО «Омскгоргаз» в целях осуществления контроля соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за период с 01.01.2010 по 28.05.2014, в срок с 03.06.2014 по 27.06.2014.

26.05.2014 в адрес ОАО «Омскгоргаз» было направлено требование о предоставлении документов и информации.

Проведенной проверкой установлено, что ОАО «Омскгоргаз» состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО с 06.06.2012 за № 216008658, а также является оператором по приему платежей, поскольку в проверяемом периоде ОАО «Омскгоргаз» был заключен с ОАО «ОмскВодоканал» договор от 09.10.2012 № Юр-14/895 об осуществлении деятельности по приему платежей.

Решением заседания Совета директоров ОАО «Омскгоргаз» от 17.09.2013 были досрочно прекращены полномочия генерального директора Буцина А.А., а Разваляев П.А. был избран генеральным директором.

В нарушение требований действующего законодательтсва ОАО «Омскгоргаз» не направило заявление о смене руководителя организации и не представило (не направило) в МРУ Росфинмониторинга по СФО карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

Должностным лицом, ответственным за соблюдение (реализацию) в ОАО «Омскгоргаз» правил внутреннего контроля, приказом по организации от 06.06.2012 № 557 назначена Моисеенко Любовь Давыдовна, которая обучение в форме целевого инструктажа не проходила, из чего следует, что должностное лицо, ответственное за соблюдение (реализацию) в ОАО «Омскгоргаз» правил внутреннего контроля, не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к таким лицам.

Барина Ирина Владимировна, назначенная приказом по организации от 23.06.2010 № гг-0248 на должность главного бухгалтера ОАО «Омскгоргаз», обучение в форме целевого инструктажа не проходила.

Морозова Мария Валерьевна, переведенная 01.07.2012 на должность начальника юридического отдела ОАО «Омскгоргаз», обучение в форме целевого инструктажа не проходила,.

Таким образом, в проверяемом периоде в ОАО «Омскгоргаз» не соблюдались требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля.

Кроме того, в период с 09.10.2012 по 05.06.2014 в деятельности ОАО «Омскгоргаз» выявлено 3 (три) сделки» подлежащие обязательному контролю:

- по договору лизинга от 26.11.2013 № 7916L ООО «ЮниКредит Лизинг» (ИНН 7710446378) передало 29.11.2013 ОАО «Омскгоргаз» в лизинг - движимое имущество стоимостью 1 071 425,00 руб.;

- по договору лизинга от 17.01.2014 № ОМК-1321-14А ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» (ИНН 7704217620) передало 20.01.2014 ОАО «Омскгоргаз» в лизинг движимое имущество стоимостью 770 000,00 руб.:

- по договору лизинга от 28.02.2014 № OMK-1390-I4A ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» (ИНН 7704217620) передало 17.03,2014 ОАО «Омскгоргаз» в лизинг движимое имущество стоимостью 1 057 500,00 руб.

В проверяемом периоде сведения о вышеуказанных операциях представлены в Росфинмониторинг не были.

Указанные нарушения были зафиксированы в акте № 20-04-27/14-45В от 23.06.2014 проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путей, и финансированию терроризма открытым акционерным обществом «Омскгоргаз».

По результатам проверки возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении ОАО «Омскгоргаз» и в отношении Генерального директора ОАО «Омскгоргаз» Разваляева Павла Алексеевича по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

24.06.2014 консультантом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СФО Патрушевым С.А. в отношении ОАО «Омскгоргаз» составлен протокол об административном правонарушении № 20-04-28/14-157 по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

24.06.2014 и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Некрасов С.Ю. вынес определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

08.07.2014 заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Некрасов С.Ю., рассмотрев протокол об административном правонарушении от 24.06.2014 № 20-04-28/14-157 и иные материалы по делу об административном правонарушении, вынес постановление о привлечении ОАО «Омскгоргаз» к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагая, что постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинг по СФО Некрасова С.Ю. № 20-04-28/14-157П от 08.07.2014 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО «Омскгоргаз», заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с указанным выше требованием.

16.10.2014 Арбитражный суд Омской области принял вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Как усматривается из оспариваемого постановления о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в вину Общества вменяется непредставление (ненаправление) в МРУ Росфинмониторинга по СФО карты постановки на учет, содержащей новые сведения о генеральном директоре; непрохождение обучения в форме целевого инструктажа главным бухгалтером, начальником юридического отдела и должностным лицом, ответственным за соблюдение (реализацию) в ОАО «Омскгоргаз» правил внутреннего контроля; непредставление в проверяемом периоде в Росфинмониторинг сведений по трем сделкам, подлежащим обязательному контролю.

Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания)   доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Частью 2 указанной статьи установлена ответственность за те же действия, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Объектом правонарушения, ответственность за совершение    которого предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Неисполнение

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу n А70-9698/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также