Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу n А75-991/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                 

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 декабря 2014 года

                                                          Дело №   А75-991/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  02 декабря 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  05 декабря 2014 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Кливера Е.П.,

судей  Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11315/2014) общества с ограниченной ответственностью «ЮграТеплоГазСтрой» (далее – ООО «ЮграТеплоГазСтрой», заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.08.2014 по делу № А75-991/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое

по заявлению закрытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Север», ОГРН 1038600549305 (далее – ЗАО «Газпром межрегионгаз Север», заявитель)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление, антимонопольный орган),

при участии в деле в качестве заинтересованного лица ООО «ЮграТеплоГазСтрой»,

о признании незаконным решения от 26.12.2013 и предписания от 26.12.2013 № 173 по делу № 02-06-228/2013,

судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

закрытое акционерное общество «Газпром межрегионгаз Север» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным решения от 26.12.2013 и предписания от 26.12.2013 № 173 по делу № 02-06-228/2013.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.08.2014 требование заявителя удовлетворено, решение Ханты-Мансийского УФАС России от 26.12.2013 № 02/МС-2355 и предписание от 26.12.2013 № 02/МС-2356 признаны недействительными.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что на момент обращения заявителя в антимонопольный орган между ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» и ООО «ЮграТеплоГазСтрой» имелись разногласия, возникшие при согласовании условий договора, которые подлежат разрешению в гражданско-правовом порядке, а также на то, что спор об урегулировании разногласий, возникших при согласовании условий договора, может быть решен в порядке искового производства. Суд первой инстанции указал, что ООО «ЮграТеплоГазСтрой» уже предпринимало меры для решения возникшего спора в гражданско-правовом порядке, обратившись в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» о признании права на заключение договоров транспортировки газа, по результатам рассмотрения которого решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2014 по делу № А75-2058/2014 в удовлетворении заявленных указанных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ЮграТеплоГазСтрой» обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.08.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель указывает на то, что антимонопольный орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий и вынес решение и предписание в соответствии с действующим законодательством, а также на то, что судом первой инстанции не приведены мотивы, по которым им отвергнуты те или иные доказательства нарушения заявителем требований законодательства о защите конкуренции. Кроме того, заинтересованное лицо также отметило, что ссылки суда первой инстанции на решение по делу № А75-2058/2014 неправомерны, поскольку такое решение не вступило в законную силу.

Письменные отзывы на апелляционную жалобу лицами, участвующими в деле, суду апелляционной инстанции не представлены.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли.

Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО «ЮграТеплоГазСтрой» на действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Север», выразившиеся в отказе во включении в договор о взаимодействии по поставке и транспортировке газа условия о подаче газа на выходе ГРС Ханты-Мансийск, п. Луговской (т.2 л.д.7-13).

В обоснование жалобы ООО «ЮграТеплоГазСтрой» указало на то, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» отказывает во включении в предмет договора от 01.01.2013 № 63-3-64-0130/13 «О взаимодействии по поставке и транспортировке газа» условия подачи газа на выходе ГРС Ханты-Мансийск (п. Луговской), а значит и в уведомлении ООО «ЮграТеплоГазСтрой» об объемах потребленного газа конечными потребителями в п. Луговской. Таким образом, действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Север», по мнению заинтересованного лица, фактически лишают права ООО «ЮграТеплоГазСтрой» заключать договоры и получать за свои услуги (транспортировку газа) оплату с конечных потребителей.

По результатам рассмотрения названной жалобы антимонопольным органом принято решение от 26.12.213 № 02/МС-2355 (т.1 л.д.15-21), которым ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке поставки газа в географических границах п. Луговской Ханты-Мансийского района, нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке поставки газа в географических границах п. Луговской Ханты-Мансийского района, путем отказа ООО «ЮграТеплоГазСтрой» во включении в условия договора о взаимодействии по поставке и транспортировке газа условия подачи газа на выходе ГРС Ханты-Мансийск (п. Луговской).

На основании указанного решения заявителю выдано предписание от 26.12.2013, согласно которому ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» необходимо прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке поставки газа в географических границах п. Луговской Ханты-Мансийского района, выражающееся в отказе ООО «ЮграТеплоГазСтрой» во включении в условия договора о взаимодействии по поставке и транспортировке газа условия подачи газа на выходе ГРС Ханты-Мансийск (п. Луговской) и об уведомлении ООО «ЮграТеплоГазСтрой» об объемах потребленного газа конечным потребителям в п. Луговской (т.1 л.д.21).

Полагая, что указанные выше решение и предписание антимонопольного органа не основаны на нормах закона и нарушают права и законные интересы ЗАО «Газпром межрегионгаз Север», последнее обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с соответствующим заявлением.

25.08.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в рассматриваемом случае заявитель оспаривает законность решения антимонопольного органа, которым заявитель признан нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке поставки газа в географических границах п. Луговской Ханты-Мансийского района в связи с отказом ООО «ЮграТеплоГазСтрой» во включении в условия договора о взаимодействии по поставке и транспортировке газа условия подачи газа на выходе ГРС Ханты-Мансийск (п. Луговской), а также законность предписания, которым заявителю предписано прекратить указанное выше нарушение путем включения спорных условий в договор.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) действие законодательства о защите конкуренции распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ установлено, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.

Отношения между поставщиками, газораспределительными организациями и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162, которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки и транспортировки газа через трубопроводные сети и которые определяют условия, подлежащие согласованию при заключении договора на транспортировку газа и порядок его заключения.

Таким образом, транспортировка газа осуществляется газораспределительной организацией на основании договора транспортировки газа, заключаемого между газораспределительной организацией (далее – ГРО) и поставщиком (потребителем) газа, направляемого ГРО поставщику (потребителю), договор транспортировки газа должен содержать условия, установленные Правилами поставки газа.

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу n А75-5602/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также