Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу n А46-9134/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

27 ноября 2014 года

 Дело № А46-9134/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11549/2014) общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ» на решение Арбитражного суда Омской области от 29.09.2014 по делу № А46-9134/2014 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ» (ИНН 6658172497, ОГРН 1036602682368) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:040112:2584 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 4 820 779 руб.,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ» - Карабут Евгений Федорович по доверенности № 53 от 16.06.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области - не явился, извещено;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - не явился, извещено;

от Администрации города Омска –Окишев Константин Владимирович по доверенности № АГ/24-2950 от 16.06.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска –Семенова Елена Геннадьевна по доверенности № 929 от 27.01.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ» (далее – истец, ООО Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (далее – ответчик, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, Учреждение) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:040112:2584, площадью 11528 кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение - склад для хранения кислот. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Зеленая, д. 10, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 4 820 779 руб., исходя из стоимости одного квадратного метра в размере 418 руб. 18 коп.

Определением от 31.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области), Администрация города Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент).

Решением Арбитражного суда Омской области от 29.09.2014 по делу № А46-9134/2014 в удовлетворении заявленного ООО Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ» требования отказано.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что представленный Обществом отчет от 30.04.2014 № 2014/04-27 об оценке рыночной стоимости земельного участка не является надлежащим доказательством того, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно выше его рыночной стоимости, поскольку использованная оценщиком при проведении исследования информация не удовлетворяет требованиям достаточности и достоверности, и произведенный оценщиком расчет стоимости объекта оценки сравнительным подходом не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований Общества в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что представленный в материалы дела отчет оценщика от 30.04.2014 № 2014/04-27 имеет положительное заключение саморегулируемой организации оценщиков, которое не было опровергнуто другой экспертизой, в том числе судебной.

В судебном заседании представитель ООО Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ» поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представители Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска отклонили доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, Управление Росреестра по Омской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:040112:2584 (площадь 11528 кв. м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение - склад для хранения кислот. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Зеленая, д. 10) на основании договора № Д-Ц-14-10156 от 26.04.2013 предоставлен на праве аренды сроком на 10 лет ООО Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ». Категория земель - земли населённых пунктов.

Кадастровая стоимость данного земельного участка рассчитана в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, внесена в государственный кадастр недвижимости 13.02.2013 и составляет 16 556 974 руб. 72 коп., удельный показатель равен 1 436 руб. 24 коп./кв.м.

Руководствуясь статьёй 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Общество обеспечило проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих ему на праве аренды земельных участков.

Согласно отчёту № 2014/04-27 от 30.04.2014 об оценке рыночной стоимости имущества рыночная стоимость объекта - земельного участка с кадастровым номером 55:36:040112:2584, определённая по состоянию на 01.01.2011, составляет 4 820 779 руб. (стоимость 1 кв.м. земельного участка составляет 418 руб. 18 коп).

Полагая, что несоответствие содержащейся в настоящее время в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его действительной рыночной стоимости, нарушает права и законные интересы ООО Торговый дом «СКМ-МЕБЕЛЬ», последнее обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

29.09.2014 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ), в который включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

При этом согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ также устанавливается, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ для целей применения данного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, общие требования к содержанию которого также установлены данной статьей.

Так, отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

Критерии оценки имущества, которые должны учитываться оценщиком при проведении экспертизы, закреплены в Федеральных стандартах оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2) и «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденных приказами Минэкономики России от 20.07.2007 № 256, 255 и 254.

Так, согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

В соответствии со статьей 24.16 Федерального закона от 29.07.2008 № 135-ФЗ в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости, исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу n А70-8106/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также