Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу n А46-11486/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 ноября 2014 года

                                                      Дело №   А46-11486/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  20 ноября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 ноября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Плехановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11101/2014) индивидуального предпринимателя Токарева Владимира Борисовича на решение Арбитражного суда Омской области от 19.09.2014 по делу № А46-11486/2014 (судья Яркова С.В.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Токарева Владимира Борисовича (ОГРНИП 304553134900010, ИНН 553100872817)

к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №3/33 от 13.08.2014

при участии в судебном заседании представителей: 

от индивидуального предпринимателя Токарева Владимира Борисовича - Токарев Владимир Борисович (паспорт);

от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области - Азамаева Ольга Николаевна (удостоверение, по доверенности № ИСХ-14/МПР-5983 от 17.11.2014 сроком действия до 31.12.2015).

установил:

 

Индивидуальный предприниматель Токарев Владимир Борисович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Токарев В.Б.) обратился в арбитражный суд с заявлением  к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Минприроды Омской области, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 13.08.2014 № 3/33 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Омской области от 19.09.2014 по делу № А46-11486/2014 в удовлетворении требований ИП Токарева В.Б. отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности и срока давности судом первой инстанции не установлены.

Кроме того, оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ суд не усмотрел.

Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что административному органу необходимо установить факт выброса в атмосферу вредных веществ, а надлежащих доказательств, подтверждающих факт выброса предпринимателем в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, в материалах дела не имеется.

Кроме того, податель апелляционной жалобы считает, что при рассмотрении административного дела не были установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и не принято во внимание, что предприниматель на момент проведения проверки, заключил договоры на расчет и оформление инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, на расчет и оформление платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также на разработку и оформление паспорта опасного отхода.

До начала судебного заседания от Минприроды Омской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

В судебном заседании ИП Токарев В.Б. поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Минприроды Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав предпринимателя и представителя административного органа,  установил следующие обстоятельства.

На основании Распоряжения Минприроды Омской области от 18.04.2014 № 250-РП в отношении ИП Токарева В.Б. проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности.

В ходе проверки установлено, что предприниматель занимается выращиванием зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включённых в другие группировки. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 21.04.2014 № 55.01.02.000.Т.000318.04.14, выданному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, при осуществлении своей деятельности Токарев В.Б. использует 5 неорганизованных источников загрязнения атмосферы:

-сварочный участок, источник - электросварка;

-склад нефтепродуктов, источник - резервуары дизельного топлива (4 емкости) и баки автомобилей при заправке;

-открытая стоянка автотранспорта, источники - двигатели автомобилей предприятия в момент въезда и выезда, то есть маневрирования по территории предприятия от въезда на территорию предприятия до стоянки и в период прогрева и холостого хода;

-зерносклад, источник - погрузочно -разгрузочные работы по пересыпке зерна;

-зерноочистительный комплекс, источник - очиститель вороха самопередвижной ОВС-25 и триер - сельскохозяйственная машина для разделения зерна и примесей, отличающихся от зёрен длиной.

Указанные источники выделяют 14 загрязняющих веществ, из них 6-твёрдых (железа оксид, марганец и его соединения, углерод (сажа), фториды неорганические плохо растворимые, пыль неорганическая, пыль зерновая), 8 газообразных (азота диоксид, азота оксид, сера диоксид, сероводород, углерод оксид, фтористые газообразные соединения, керосин, углероды предельные).

Вместе с тем, в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предприниматель осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения.

Указанные обстоятельства были отражены в акте проверки от 05.08.2014 № 250 (л.д. 7-9) и послужили основанием для вынесения в отношении заявителя предписания № 250 (л.д. 10) и составления протокола об административном правонарушении от 13.08.2014 № 3/33 (л.д. 11-12).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении  административным органом 13.08.2014 принято постановление № 3/33, которым ИП Токарев В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

19.09.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано ИП Токаревым В.Б. в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в порядке статей 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает, что оно подлежит отмене на основании следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в частности, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьей 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, являются лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.

Как было указано в материалах дела об административном производстве, предприниматель имеет стационарные и передвижные источники выбросов вредных веществ. Специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует.

Отсутствие специального разрешения свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, поскольку объективную сторону этого правонарушения образует отсутствие специального разрешения у субъектов хозяйственной или иной деятельности, обладающих стационарными, передвижными и иными источниками воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает следующие определения используемых в нем понятий: «загрязняющее вещество» - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; «загрязнение атмосферного воздуха» - это поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха нормативы.

Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических лиц - природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» содержится определение предельно допустимого выброса - это норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Согласно пункту 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Для получения такого разрешения согласно статье 22 Закона № 96-ФЗ лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определённом федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу n А81-1028/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также