Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А46-5122/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 ноября 2014 года

                                                      Дело №   А46-5122/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  18 ноября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 ноября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарём Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10900/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска  на решение Арбитражного суда Омской области от 29.08.2014 по делу № А46-5122/2014 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бэйс-Кейтеринг»

к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска

о признании незаконным решения о невозможности выбора земельного участка и обязании совершить действия по выбору земельного участка,

при участии в судебном заседании представителей:

от департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска – Гаак Е.А.  (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности № 22 от 08.04.2014 сроком действия 1 год);    

от общества с ограниченной ответственностью «Бэйс-Кейтеринг» - Михайленко А.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности № 12 от 25.03.2014 сроком действия до 31.12.2015),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Бэйс-Кейтеринг» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Бэйс-Кейтеринг») обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту – заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным отказа департамента в выборе земельного участка, изложенного в письме от 31.12.2013 исх. № 09/15806, и об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обеспечить выбор земельного участка, расположенного вблизи строения № 1 по проспекту Губкина в Советском административном округе для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта.

Решением по делу Арбитражный суд Омской области требования ООО «Бэйс-Кейтеринг» удовлетворил в полном объеме: признал незаконным отказ департамента в выборе земельного участка, изложенного в письме от 31.12.2013 исх. № 09/15806, и обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обеспечив выбор земельного участка, расположенного вблизи строения № 1 по проспекту Губкина в Советском административном округе для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта.

Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что выбор земельного участка по заявлению ООО «Бэйс-Кейтеринг» от 11.02.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, то есть в срок до 11.08.2013. При этом в срок в срок до 11.09.2013 департаментом должно было быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Кроме того, суд первой инстанции отклонил довод департамента о том, что в связи с принятием Омским городским Советом решения от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» (далее по тексту – Решение № 131) предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным, поскольку в случае надлежащего исполнения уполномоченным органом своих обязанностей по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка акт выбора земельного участка под строительство объекта по заявлению общества должен был быть оформлен задолго до издания вышеупомянутого решения Омского городского Совета.

Не согласившись с принятым решением, департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что в рассматриваемом случае восстановление нарушенного права путем возложения на департамент обязанности обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка неправомерно. Как отмечает податель жалобы, возложение на департамент обязанности принять решение о предварительном  согласовании места размещения объекта противоречит пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, по мнению заинтересованного лица, с момента вступления в законную силу муниципального акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, в частности Решения № 131, данные земельные участки не могут быть представлены в ином порядке.

Так, согласно постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах»» (далее по тексту – Постановление № 655) со дня вступления в силу Решения № 131 в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения № 131 уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением № 131 перечень.

При этом, как отмечает податель жалобы, законность Постановления № 655 проверена Арбитражным судом Омской области в рамках дела № А46-1716/2014, в частности, решением по названному делу, оставленному без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014,  положения Постановления № 655  признаны соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); подпункту «к» пункта 1 статьи 72, подпункта «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1,2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 № 92.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 29.08.2014 по делу № А46-5122/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. Также представитель заинтересованного лица в обоснование своей позиции пояснил, что в письме от 31.12.2013 № 09/15806 ошибочно указан в качестве основания для отказа пункт 69 статьи 2  Решения № 131, поскольку первоначально общество в заявлении от 11.02.2013 просило предоставить спорный земельный участок для строительства коммунально-складского комплекса, который предусмотрен в пункте 63 Решения № 131.

Представитель ООО «Бэйс-Кейтеринг» с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы необоснованными, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 11.02.2013 ООО «Бэйс-Кейтеринг» обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта.

В заявлении общество просило предоставить в аренду на 3 года земельный участок с предполагаемым размером в 2-2,5 га под строительство производственно-складского комплекса, расположенного в 50 метрах восточнее относительно здания бойлерной по адресу: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 1 (литер БШШ), в связи с чем приложило схему расположения земельного участка.

18.02.2013 ООО «Бэйс-Кейтеринг» просило изменить площадь запрашиваемого земельного участка с 2-2,5 до 5 га, в связи с чем приложило новую схему расположения земельного участка.

Указанное заявление было направлено Администрацией г. Омска в департамент. По результатам рассмотрения обращения комиссией по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска 21.03.2013 принято решение о возможности использования земельного участка вблизи строения № 1 по проспекту Губкина в Советском административном округе для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

11.07.2013 распоряжением № 1516-р департаментом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по проспекту Губкина в Советском административном округе города Омска.

31.12.2013 департамент в письме исх. № 09/15806 отказал ООО «Бэйс-Кейтеринг» в выборе земельного участка для строительства производственно-складского комплекса по проспекту Губкина в Советском административном округе в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на основании Решения № 131, поскольку в соответствии с пунктами 63, 69 статьи 2 Решения № 131 строительство производственно-складского комплекса включено в перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах.

Полагая, что решение департамента об отказе в выборе земельного участка, оформленное письмом от 31.12.2013 исх. № 09/15806, является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

29.08.2014 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое департаментом в апелляционном порядке решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации  земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Как верно указал суд первой инстанции, отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области».

В соответствии с пунктом 3

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А46-10223/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также