Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу n А70-2242/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 ноября 2014 года

                                                   Дело №   А70-2242/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  06 ноября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 ноября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8416/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.06.2014 по делу №  А70-2242/2014 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича (ИНН 720200314782, ОГРНИП 313723233200229) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытого акционерного общества «АС'С»,

об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 72:23:0218005:11, площадью 788 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 71, изложенного в письме №140304029/10-2 от 04.03.2014; признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

при участии в судебном заседании представителей: 

индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович - не явился, извещён;

от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, извещён;

от закрытого акционерного общества «АС’C» - представитель не явился, извещено,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее – ИП Крицкий А.В., предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с требованиями к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 72:23:0218005:11, площадью 788 кв.м., расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Холодильная, 71, изложенного в письме №140304029/10-2 от 04.03.2014; признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле судом первой инстанции привлечено закрытое акционерное общество «АС’C» (далее – ЗАО «АС’C»).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.06.2014 по делу №  А70-2242/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предусматривает возможности предоставления гражданам сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка без предшествующего такому предоставлению утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Также суд указал, что земельным участком, сформированным до обращения заинтересованного лица о предоставлении его в собственность, Департамент вправе распоряжаться по правилам, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ, только по результатам проведения процедуры торгов.

Кроме того, суд сослался на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.04.2014 по делу № А70-145/2014, в соответствии с которым подтверждается наличие прав третьих лиц на испрашиваемый заявителем земельный участок.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Крицкий А.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что статья 34 ЗК РФ не содержит прямого запрета или ограничения по предоставлению сформированных земельных участков для целей не связанных со строительством. При этом разделом 10 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 № 144-П, установлена возможность и определен порядок предоставления прошедших государственный кадастровый учет земельных участков для целей, не связанных со строительством.

По утверждению подателя жалобы, соглашение между Департаментом и ЗАО «АС’C» на спорный земельный участок заключено после отказа предпринимателю в предоставлении этого земельного участка, в связи с чем не могло быть основанием для отказа.

Также предприниматель ссылается на допущенные судом в решении опечатки.

От Департамента имущественных отношений Тюменской области  поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о месте и времени проведения судебного заседания.

От ЗАО «АС’C» и Департамента поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Крицкий А.В. 15.02.2014 обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением в порядке статьи 34 ЗК РФ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:11, с адресным описанием: г.Тюмень, ул.Холодильная, 71, площадью 788 кв.м. для целей не связанных со строительством (организации открытой автостоянки для оказания платных услуг по хранению легкового автотранспорта).

Письмом Департамента от 04.03.2014 № 140304029/10-2 Крицкому А.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:11 в связи с отсутствием предусмотренной ЗК РФ возможности предоставления гражданам сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка без предшествующего такому предоставлению утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на основании соответствующего заявления.

Полагая, что оспариваемый отказ не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Крицкий А.В. обратился в арбитражный суд с заявлением.

23.06.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

В статье 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Как следует из пункта 2 статьи 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 29 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).

Из буквального толкования статьи 34 ЗК РФ следует, что порядок предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, установлен законодателем для не сформированных земельных участков.

По убеждению апелляционного суда статья 34 ЗК РФ не предусматривает возможности предоставления гражданам сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка без предшествующего такому предоставлению утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на основании заявления соответствующего гражданина.

Как следует из материалов дела, земельный участок, который просил предоставить ИП Крицкий А.В. в собственность под размещение автостоянки, является сформированным, его границы определены, ему присвоен кадастровый номер 72:23:0218005:11.

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Учитывая изложенное, Департамент имущественных отношений Тюменской области правомерно отказал предпринимателю в предоставлении в собственность под автостоянку уже сформированный земельный участок.

В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 № 144-П (далее – Положение № 144-П), которым установлена возможность и определен порядок предоставления прошедших государственный кадастровый учет земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Ссылка предпринимателя на раздел 9 Положения № 144-П апелляционным судом отклоняется, поскольку указанным разделом установлен порядок принятия решений о предоставлении земельных участков на которых расположены здания, строения, сооружения.

На истребуемом земельном участке строений не расположено, следовательно, положения раздела 9 в рассматриваемом случае не применимы.

Что касается раздела 10 Положения № 144-П, устанавливающего порядок принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Как указано в пункте 10.1 Положения № 144-П, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Департамент заявление о предоставлении земельного участка, составленное на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В соответствии с пунктом 10.2 указанного Положения, в заявлении юридического лица должны быть указаны:

наименование заявителя

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу n А75-892/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также