Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу n А70-2734/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 октября 2014 года

                                                     Дело №   А70-2734/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  16 октября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 октября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-9738/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу № А70-2734/2014 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича к Администрации города Тюмени и Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о признании незаконными действий, выраженных в форме письма от 24.02.2014г. № 141-07-495 и принятии мер, направленных на устранение допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени,

при участии в судебном заседании:

индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович - не явился, извещён;

от Администрации города Тюмени - представитель не явился, извещена;

от Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени - представитель не явился, извещён;

от Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени - представитель не явился, извещён.

установил:

индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее по тексту - заявитель, ИП Крицкий А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тюмени (далее по тексту -Администрация) о признании  незаконным действия Администрации, выраженного в форме письма от 24.02.2014 № 14-07-495 «об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311», изданного и подписанного Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени от имени Администрации г. Тюмени, содержащего ответ Администрации г. Тюмени об отказе в предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311, площадью 3940 кв.м, адресное описание: г. Тюмень, ул. Ленина, для организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе (с учетом изменения предмета заявленных требований, л.д. 45,46).

В качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявитель просит суд обязать Администрацию г. Тюмени в лице Главы Администрации г. Тюмени издать распоряжение Администрации г. Тюмени о предоставлении в собственность за плату Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311, площадью 3940 кв.м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Ленина, для целей, не связанных со строительством, для организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе; в недельный срок со дня принятия судебного акта Арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения дела № А70-2734/2014 вручить лично Крицкому А.В. заверенную копию такого распоряжения Администрации г. Тюмени с приложением подписанного договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах (по одному для сторон и один для государственной регистрации) и предложения о его заключении.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу № А70-2734/2014 предпринимателю отказано в удовлетворении требований, поскольку спорный земельный участок  находился в безвозмездном срочном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени.

Не согласившись  с указанным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу № А70-2734/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы и в дополнениях к апелляционной жалобе указывает на то, что у Администрации отсутствовали основания для отказа предпринимателю  в предоставлении спорного земельного участка.

Предприниматель указал в жалобе, что ссылается на то, что в письме Департамента от 24.02.2014 № 14-07-495 «об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311» не указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренные статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому соответствующее решение об отказе является незаконным. Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени не наделен полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, в том числе по вопросам распоряжения земельными участками. Заявитель  считает, что, поскольку положение о Департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (распоряжение Администрации г. Тюмени от 09.04.2009 № 576), утверждено ненадлежащим органом местного самоуправления (в силу части 4 статьи 36 Устава муниципального образования городской округ г. Тюмень названное положение должно быть утверждено Тюменской городской Думой) у Департамента отсутствовали полномочия на издание приказа от 30.01.2014 № 16.

Податель жалобы считает, что приказ Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени от 30.01.2014 № 16 о предоставлении Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев спорного земельного участка не порождает у третьего лица прав на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:311, в связи с чем предоставление земельного участка Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени в безвозмездное срочное пользование не могло явиться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные  о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих  в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 10.02.2014 в Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени поступило заявление Предпринимателя от 10.02.2014 № 5, адресованное Главе Администрации г. Тюмени, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311, площадью 3940 кв.м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Ленина, для целей, не связанных со строительством, а именно для организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе. Заявление мотивировано ссылками на положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 24.02.2014 № 14-07-495 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311», подписанным директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, Предпринимателю было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Отказ мотивирован ссылками на подпункт «б» пункта 2.20.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Администрации г. Тюмени от 01.08.2011 № 81-пк (далее по тексту - Административный регламент), в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в безвозмездном срочном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени (на основании приказа Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени от 30.01.2014 № 16).

Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка не основан на нормах действующего законодательства, предприниматель обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.

Арбитражным судом Тюменской области от 22.07.2014 по делу № А70-2734/2014 вынесено решение, обжалованное Предпринимателем в апелляционном порядке.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения. При этом апелляционный суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.

Вместе с тем, из содержания статьи 34 ЗК РФ следует, что в данной статье заключены лишь общие положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в то время как детальное регулирование соответствующей процедуры осуществляется в подзаконных нормативных актах.

При этом содержание и буквальный смысл статьи 34 ЗК РФ не свидетельствует о том, что Земельным кодексом Российской Федерации установлена безусловная обязанность органа местного самоуправления предоставить земельный участок в собственность обратившемуся лицу.

Так, пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Как верно указал суд первой инстанции, согласно части 1 статьи 36 Устава г. Тюмени, утвержденного Решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 № 162, Администрация г. Тюмени является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Тюмени, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно части 1 статьи 43 Устава г. Тюмени Администрация г. Тюмени в соответствии с федеральным законодательством, законами Тюменской области, муниципальными правовыми актами г. Тюмени осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, водными объектами, отнесенными к муниципальной собственности города Тюмени, а также в соответствии с переданными государственными полномочиями осуществляет распоряжение земельными участками, лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г. Тюмени, определен Положением о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 № 575 ( далее по тексту - Положение № 575).

 В соответствии с пунктом 1.2 Положения № 575 названный акт определяет порядок реализации правомочий собственника органами местного самоуправления г.Тюмени и их компетенцию в сфере управления и распоряжения земельными участками, принадлежащими на праве собственности муниципальному образованию городской округ г. Тюмень.

Пунктом 1.4 Положения № 575 установлено, что Администрация г.Тюмени является органом, уполномоченным на осуществление функций по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности г. Тюмени.

Согласно пункту 3.2 Положения № 575 к полномочиям Администрации г. Тюмени отнесено решение вопросов владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности г. Тюмени, в том числе управление и распоряжение земельными участками.

Согласно пункту 5.1 Положения № 575 предоставление

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу n А46-3710/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также