Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А75-4431/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 21 октября 2014 года Дело № А75-4431/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарём Самовичем А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10060/2014) Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.07.2014 по делу № А75-4431/2014 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании решения и действий, при участии в судебном заседании: от Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска –Новоселова С.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности № 44 от 21.07.2014 сроком действия 3 года); от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом; от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, установил:
Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска (далее - заявитель, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югры (далее по тексту – инспекция, налоговый орган, МИФНС России № 4 по ХМАО-Югры) и Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Управление) об оспаривании решения Управления от 11.03.2014 № 07/102 и действий начальника МИФНС России № 4 по ХМАО – Югре Чияновой Т.М., выразившихся в направлении запроса от 21.01.2014 № 05-37/00417 в адрес департамента о предоставлении документов в отношении индивидуального предпринимателя Кулинича Александра Николаевича незаконными. Решением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказал в удовлетворении требований департамента в полном объёме. Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что оспариваемый запрос (требование) вынесено в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что данный запрос соответствует форме требования, установленного приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Вместе с тем, суд первой инстанции отметил, что запрос (требование) не является предметом рассмотрения настоящего спора, поскольку заявителем оспаривается не запрос (требование), а действия начальника инспекции по направлению запроса. Между тем, о том каким нормам права не соответствуют действия начальника инспекции по направлению запроса, какие права и каким образом нарушаются, заявителем не указано, так как все доводы сведены к оспариванию самого запроса (требования). Не согласившись с принятым решением, департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не принято во внимание, что налоговый орган, совершив оспариваемые действия, направленные на незаконное истребование документов и сведений, тем самым допустил нарушение прав и законных интересов департамента, которое заключается в установлении для заявителя обязанностей, не предусмотренных законом и противоречащих ему. При этом, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы заявителя о том, что оспариваемый запрос от 21.01.2014 № 05-37/00417 не соответствует форме требования о предоставлении документов (информации) и поручения об истребовании документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Как полагает заявитель, установление того факта, что данный запрос был вынесен в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о правомерности его направления, поскольку такое обоснование должно было быть приведено непосредственно в требовании с указанием, что документы истребуются по пункту 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Также податель жалобы указывает, что в оспариваемом запросе не установлен срок его исполнения, предусмотренный статьями 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Указание же формулировки «в кратчайшие сроки» влечёт злоупотребление правом, предоставленным налоговому органу при истребовании документов. В представленном до начала судебного заседания отзыве инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. До начала судебного заседания от Управления также поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку отсутствуют доказательства его направления или вручения лицам, участвующим в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Так как данный отзыв поступил в суд апелляционной инстанции через канцелярию суда апелляционной инстанции посредством почтовой связи, то он остается в материалах дела, но в силу изложенного оценке не подлежит. Управление и инспекция, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным, апелляционную жалобу – удовлетворить. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Как следует из материалов дела, 21.01.2014 в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении индивидуального предпринимателя Кулинич Александра Николаевича (далее по тексту – предприниматель, ИП Кулинич А.Н.) налоговым органом в адрес департамента направлен запрос о предоставлении документов (информации), касающихся сделок предпринимателя с департаментом за период с 2011-2013 года (л.д.11). 14.02.2014 департамент, ссылаясь на нарушение налоговым органом требований статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», обратился с жалобой на действия начальника инспекции Чияновой Т.М. в Управление (л.д.12-13). Решением Управления от 11.03.2014 № 07/102 (л.д. 14-15) жалоба департамента оставлена без удовлетворения. При этом вышестоящий налоговый орган исходил из того, что Налоговый кодекс Российской Федерации наделяет налоговый орган правом по истребованию у налогоплательщиков необходимой информации (документов), в том числе и вне рамок налоговой проверки. Кроме того, налоговый орган указал, что сам по себе факт направления инспекцией запроса о предоставлении документов не нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Заявитель, полагая, что данным решением и действиями налогового органа нарушаются его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. 25.07.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято обжалуемое департаментом в апелляционном порядке решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следует из материалов дела, департамент, оспаривая действия начальника МИФНС России № 4 по ХМАО – Югре Чияновой Т.М., выразившиеся в направлении запроса от 21.01.2014 № 05-37/00417 в адрес департамента о предоставлении документов в отношении ИП Кулинича А.Н., основывается на содержании названного запроса. Из содержания запроса следует, что в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля в отношении ИП Кулинича А.Н. в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» инспекция просит в кратчайшие сроки предоставить документы, касающиеся сделок предпринимателя с департаментом за период с 2011-2013 года (л.д.11). В силу пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом. В связи с тем, что статьёй 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» предусмотрен широкий перечень полномочий налоговых органов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что полномочие на истребование информации инспекцией конкретизировано путём указания на пункт 4 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Между тем, налоговый орган, ограничившись ссылкой на пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, норму права, регламентирующую подобное истребование документов именно у органа местного самоуправления в порядке пункта 4 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, не назвал. При этом пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Форма требования о предоставлении документов (информации) содержится в Приказе Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (далее - Приказ ФНС от 31.05.2007). Согласно данному Приказу в требовании должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в предоставлении документов (информации). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Как следует из пункта 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А75-5077/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|