Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу n А75-398/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 октября 2014 года

                                                  Дело №   А75-398/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  09 октября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 октября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-9102/2014) общества с ограниченной ответственностью «Фрейер Плюс» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2014 по делу №  А75-398/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фрейер Плюс» (ОГРН 1118602011736) к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района о признании незаконным решения от 13.10.2013 № 10004 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Боровая, территориальная зона Ж.1, для строительства химчистки; признании бездействий, выраженных в неисполнении решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.05.2013 по делу № А75-952/2013, незаконными; обязании Департамента имущественных отношений Администрации Сургутского района обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Боровая, на основании заявления от 12.10.2012 под строительство предприятия бытового обслуживания (химчистку), и принять в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта,

заинтересованные лица: Администрация городского поселения Белый Яр, Администрация Сургутского района, Комитет архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Фрейер Плюс» - представитель не явился, извещено;

от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района - представитель не явился, извещён;

от Администрации городского поселения Белый Яр - представитель не явился, извещена;

от Администрации Сургутского района - представитель не явился, извещена;

от Комитета архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района - представитель не явился, извещён.

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Фрейер Плюс» (далее по тексту - заявитель, общество, ООО «Фрейер Плюс») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным решения от 13.10.2013 № 10004 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Боровая, территориальная зона Ж.1, для строительства химчистки; признании бездействий, выраженных в неисполнении решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.05.2013 по делу № А75-952/2013, незаконными; обязании Департамента обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Боровая, на основании заявления от 12.10.2012 под строительство предприятия бытового обслуживания (химчистку), и принять в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2014 по делу № А75-398/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок может быть предоставлен в собственность или в аренду только по результатам проведения торгов.

Не согласившись  с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2014 по делу № А75-398/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что суд первой инстанции при принятии решения необоснованно не принял во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 09.01.2014, согласно которой Департамент был обязан  повторно рассмотреть  заявление и выдать Обществу мотивированное решение о предварительном согласовании места размещения объекта  или об отказе в размещении объекта с соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Общество 12.10.2012 обратилось в Департамент с заявлением о согласовании местоположения намечаемого к строительству объекта - предприятие бытового обслуживания (химчистка) в п.г.т. Белый Яр, ул. Боровая (согласно схемы) ориентировочной площадью 1300 кв.м сроком на 5 лет.

Заявителем 21.12.2012 от Департамента получен отказ в формировании и предоставлении земельного участка под строительство химчистки по ул. Боровая п.г.т. Белый Яр, по той причине, что Комитетом архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района отказано в формировании данного земельного участка под любой объект капитального строительства.

Заявитель, посчитав, что данный отказ, изложенный в письме от 21.12.2012 № 12919, не соответствует закону, препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности на территории поселка Белый Яр, обратился с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.05.2013 по делу № А75-952/2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2013 (том 1 л.д. 25-54) заявление ООО «Фрейер Плюс» удовлетворено частично.

Суд признал незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района в формировании и предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, поселок городского типа Белый Яр ул. Боровая, территориальная зона Ж.1 для строительства предприятия бытового обслуживания (химчистку), изложенный в письме от 21.12.2012 № 12919 и обязал Департамент повторно рассмотреть заявление и документы, представленные ООО «Фрейер Плюс» о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - предприятие бытового обслуживания (химчистка) на территории поселка городского типа Белый Яр в соответствии с порядком, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, апелляционный суд указал, что постановление администрации Сургутского района от 17.12.2010 № 4363 является законным и соответствует Земельному кодексу Российской Федерации.

Департаментом  06.06.2013 проведено повторное рассмотрение заявления и документов ООО «Фрейер Плюс» о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта под предприятие бытового обслуживания (химчистку) на территории пгт. Белый Яр на основании решения от 17.05.2013 по делу № А75-952/2013.

На заседании земельной комиссии заявителю было предложено предоставить земельный участок в аренду через торги.

Общество 08.10.2013 обратилось к Департаменту с требованием исполнить решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.05.2013 по делу № А75-952/2013 (т. 2 л.д. 20).

В ответ на обращение Общества, письмом от 16.10.2013 № 10004 Департамент отказал Обществу в предоставлении земельного участка под строительство химчистки с актом о выборе земельного участка (т. 1 л.д. 23).

Исходя из указанного письма, причиной отказа являлась ссылка на Постановление администрации Сургутского района от 17.12.2010  № 4363-нпа «О предоставлении земельных участков для целей строительства», согласно которому все земельные участки предоставляются на торгах, за исключением случаев установленных данным Постановлением, в перечень которых не входит строительство химчистки.

Одновременно Департамент уведомил общество о проведении работ по формированию на торги другого земельного участка в пгт. Белый Яр, промзона площадью 0,1014 га, не являющегося предметом рассмотрения дела № А75-952/2013 и заявления о выборе земельного участка.

Заявитель, не согласившись с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка, считая его незаконным и необоснованным, обратился с настоящими требованиями в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2014 по делу № А75-398/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.1).

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.2).

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (пункт 2).

Пунктом 3 данной нормы установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (пункт 4): проведение работ по формированию земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (пункт 5): выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу n А70-5869/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также