Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 по делу n А75-4188/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 октября 2014 года

                                               Дело №   А75-4188/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  07 октября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 октября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-9091/2014) Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.07.2014 по делу №  А75-4188/2014 (судья Дроздов А.Н.), принятое  по заявлению открытого акционерного общества «Ермаковское» к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании постановления,

при участии в судебном заседании:

от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, извещена;

от открытого акционерного общества «Ермаковское»  - представитель Зятиков Антон Николаевич, предъявлен паспорт, по доверенности № 50 от 11.08.2014 сроком действия по 31.03.2016;

установил:

открытое акционерное общество «Ермаковское» (далее по тексту - заявитель, Общество, ОАО «Ермаковское») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту - Служба, административный орган) об оспаривании постановления от 16.04.2014 по делу № 02-85/2014.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.07.2014 по делу № А75-4188/2014  требования Общества удовлетворены.

Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что Службой при привлечении Общества к административной ответственности превышены полномочия, поскольку загрязнение произошло на участке, отнесенном к землям промышленности, где федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) Служба не имеет права осуществлять.

Не согласившись с указанным судебным актом, Служба обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.07.2014 по делу № А75-4188/2014  отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе  в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на недоказанность факта нахождения спорного земельного участка, на котором произошел разлив нефти, на землях промышленности.

Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего  представителя  в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания  не представлено.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Службы, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу,  отзыв, заслушав представителя Общества, установил следующие обстоятельства.

В Нижневартовский отдел Службы 17.02.2014 поступило сообщение от ОАО «Ермаковское» о разливе нефти на площади 0, 095 га. Согласно сообщению, 28.01.2014 в 11 час. 30 мин. на территории Орехово-Ермаковского месторождения (н/сбор переход 114-168 (р-н т.вр.к. 283) переход 168-219 (уз. 2 к. 209) в результате коррозии произошел разлив нефти.

Определением от 17.02.2014 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено определение об истребовании дополнительных документов.

Исследовав представленные документы, в отношении Общества 17.03.2014 Службой составлен протокол об административном правонарушении № 02-85/2014.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление № 02-85/2014 от 16.04.2014 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Заявитель, не согласившись с данным постановлением, обратился с настоящим требованием в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.07.2014 по делу № А75-4188/2014  требования Общества удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Службой  в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции,  не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. 

В соответствии с частью  1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрена ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, совершенное в защитных лесах и на особо защитных участках лесов.

Таким образом, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является действие (бездействие), заключающееся в загрязнении защитных лесов или особо защитных участков лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на такие леса.

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов (далее – земли промышленности); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).

Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах.

Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков и землепользователями только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка. Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации данные полномочия находятся в компетенции Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса, т.е. в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В настоящее время Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414.

Согласно пункту 39 Правил при использовании лесов не допускается, в частности, загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам.

В силу пункта 52 Правил использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.

Лица, допустившие нарушение требований названных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 53 Правил).

В силу статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (часть 2 статьи 10 ЛК РФ).

В рассматриваемом случае, как было указано ранее, Службой было установлено, что Обществом допущено загрязнение земельного участка в результате нефтеразлива, что им и не оспаривается, а также подтверждено материалами дела (акт технического расследования отказа трубопровода, согласно которому произошел разлив нефти в размере 0,151 тн, площадь загрязнения составила 950 кв.м).

Факт загрязнения Обществом земельного участка в результате нефтеразлива установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.

Из оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что согласно материалов лесоустройства № 86/005/14/098 от 25.03.2014, представленным ТО – Мегионское лесничество, земельный участок, на котором произошло нефтезагрязнение, относится к категории лесов «зеленая зона».

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что административный орган не представил как доказательств нахождения загрязненного участках на землях лесного фонда, так доказательств загрязнение именно леса как объекта окружающей среды.

Представленное Службой таксационное описание квартала (выдел) № 9 (1) Сарт-Еганского урочища Сарт-Еганского участкового лесничества (т.1 л.д. 124), на которое ссылается административной орган в обоснование своего довода об отнесении нефтезагрязненного участка к защитным лесам, в силу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, вообще не может содержать и не содержит в себе сведений об отнесении земель к определенной категории. Указанное таксационное описание подтверждает лишь сведения о количественных и качественных характеристиках лесных ресурсов, находящихся в лесном квартале и выделе.

Между тем, апелляционным судом установлено, что в данном случае материалами дела подтверждается тот факт, что  спорный земельный участок, на котором произошло  загрязнение, относится к категории земель промышленности.

По сведениям, представленным муниципальным казенным учреждением Нижневартовского района «Управление имущественными и земельными ресурсами» земельный участок с кадастровым номером 86:04:0000001:4654 относится к категории земель промышленности (т.1 л.д. 27).

Указанный земельный участок предоставлен Обществу по договору аренды от 24.08.2012 № 3417 на

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 по делу n А46-11776/2009. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также