Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А81-6222/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 октября 2014 года

                                                    Дело №   А81-6222/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  02 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  10 октября 2014 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,

судей  Веревкина А.В., Глухих А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лепёхиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7740/2014) открытого акционерного общества «Надыммежрайгаз» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 мая 2014 года по делу №  А81-6222/2013 (судья Чорноба В.В.), принятое по иску муниципального учреждения «Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации муниципального образования Надымский район» (ИНН 8903001095, ОГРН 1028900581192) к открытому акционерному обществу «Надыммежрайгаз» (ИНН 8903008069, ОГРН 1028900578035) о признании права собственности на газопровод,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе,

по исковому заявлению открытого акционерного общества «Надыммежрайгаз» к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) о признании права собственности на газопровод,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Районные газовые сети»,

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Надыммежрайгаз» – представитель Портнов В.Г. по доверенности № 1 от 01.03.2014 сроком действия три года;

от общества с ограниченной ответственностью «Районные газовые сети» - генеральный директор Портнов В.Г.  по решению учредителя № 1 от 30.01.2014,

установил:

муниципальное учреждение «Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации муниципального образования Надымский район» (далее – Департамент) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к открытому акционерному обществу «Надыммежрайгаз» (ОАО «Надыммежрайгаз») о признании права муниципальной собственности на газопровод высокого давления, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Надым, 107 км, за муниципальным образованием город Надым.

Делу присвоен номер А81-6222/2013.

ОАО «Надыммежрайгаз» обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на сооружение «Газопроводы системы газоснабжения» по адресу: г. Надым, район аэропорта, 107 км. (от АГРС № 2 до НИИ медицинских проблем Севера).

Делу присвоен номер А81-1037/2014.

Определением суда от 13.01.2013 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа дела № А81-6222/2013 и № А81-1037/2014 объединены в одно производство.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 мая 2014 года по делу №  А81-6222/2013 в удовлетворении требований ОАО «Надыммежрайгаз» о признании за ним права собственности в силу приобретательной давности на газопровод высокого давления, находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, гор. Надым, район аэропорта, 107 км., от АГРС №2 до НИИ медицинских проблем Севера, отказано. За муниципальным образованием гор. Надым признано право собственности на газопровод высокого давления, находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, гор. Надым, район аэропорта, 107 км., от АГРС №2 до НИИ медицинских проблем Севера, согласно техническому паспорту, изготовленному 04.12.2009 ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учетов объектов недвижимости – Федеральное БТИ».

Не с принятым решением, ОАО «Надыммежрайгаз» в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований и о признании права ОАО «Надыммежрайгаз» на газопровод высокого давления.

В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней указано, ОАО «Надыммежрайгаз» указывает, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении исковых требований Общества, представленным доказательствам о наличии оснований для признания права собственности ОАО «Надыммежрайгаз» на спорный газопровод в силу приобретательной давности не дана надлежащая оценка. Спорный газопровод никогда не относился к объектам социально-бытового и культурного назначения; данный газопровод согласно Указу № 1559 подлежал внесению в уставной капитал общества при приватизации государственного предприятия. Предъявленный Обществом иск не является встречным по отношению к иску департамента.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители Департамента и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.

От Департамента поступили письменные пояснения и документы во исполнение определения суда от 11 сентября 2014 года, которые приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика представил информационный отчет № 66//ИД/14, пояснив, что из него следует, что  спор касается одного и того же имущества.

В заседании суда представитель ОАО «Надыммежрайгаз» и ООО «Районные газовые сети» поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считают решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просили его отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,  суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности на объект недвижимого имущества - газопровод высокого давления, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Надым, 107 км, Департамент и ОАО «Надыммежрайгаз» считают себя собственниками спорного имущества.

В обоснование исковых требований Департаментом указано,  что в силу абзаца 4 пункта 1 приложения 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской           Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» спорный газопровод в процессе реорганизации государственного предприятия «Надыммежрайгаз» в открытое акционерное общество «Надыммежрайгаз» подлежал передаче в муниципальную собственность, поскольку он не входил в состав имущества предприятия и предназначался для обслуживания населения муниципального образования.

ОАО «Надыммежрайгаз» в обоснование своих требований указало, что  право собственности  принадлежат ему в силу приобретательной давности.

Иск о признании права собственности является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед иными лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.

Признание права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.

Из материалов дела усматривается, что Приказом ПО «Тюменгазификация» от 18.12.1987 № 197 структурное подразделение объединения «База сжиженного и природного газа «Надымгаз» переименовано в межрайонное управление по эксплуатации газового хозяйства в г. Надыме «Надыммежрайгаз». Решением Надымского горисполкома от 06.05.1991 № 109 малое предприятие «Тюменгазификация» было перерегистрировано (преобразовано) в государственное предприятие «Надыммежрайгаз» Хозяйственной ассоциации «Тюменгазификация». ОАО «Надыммежрайгаз» было зарегистрировано на основании Указа Президента РФ от 08.12.1992 № 1559 путем преобразования из государственного предприятия в акционерное общество открытого типа 07.05.1994 Постановлением Мэра города Надыма и Надымского района № 200.

В соответствии со статьей 94 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период приватизации, государство являлось единым собственником всего государственного имущества.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и абзаца 4 пункта 1 Приложения 3 к указанному Постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.

Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235, предусмотрена передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не включаемых в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», в том числе: сооружений и сети водопровода и канализации, котельных, тепловых сетей, электрических сетей, объектов благоустройства, других сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).

Согласно утвержденному плану приватизации государственного предприятия «Надыммежрайгаз», спорный газопровод не вошел в уставной капитал образуемого общества. Доводы истца о  том, что спорный газопровод не был включен в план приватизации ошибочно, не имеет правового значения.

Из материалов дела не усматривается, что спорный газопровод находился на территории государственного предприятия «Надыммежрайгаз», обслуживал только его, а не иные хозяйствующие субъекты города.

Согласно пункту 2.1.21 программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в 1992 году, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1991 № 341, объекты инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электроснабжения, теплоснабжения и             газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов, отнесены к числу объектов, приватизация которых была запрещена.

Указание заявителя на то, что данные положения распространяются только на приватизацию 1992 года, следует отклонить, так как Указом Президента Российской Федерации № 1559 от 08.12.1992, определив долю Российской Федерации, районов и городов в уставных капиталах образуемых акционерных обществ, законодатель предусмотрел, что при оценке указанных долей исходить из того, что имущество производственных эксплуатационных баз, газонаполнительных станций, газораспределительных сетей высокого и среднего давления, включая сооружения на них, относится к федеральной собственности.

Следовательно, установленный  Указом № 341 запрет на приватизацию нашел свое отражение в иных нормативных актах,  действующих в  период приватизации в 1994 году.  

Таким образом, газопроводы высокого и среднего давления, как элемент инженерной инфраструктуры г. Надым не могли быть приобретены в собственность ОАО «Надыммежрайгаз» в порядке приватизации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 31.12.1992 № 1705 государственное имущество, ранее переданное в ведение (на баланс) указанным объединениям органами государственного управления, может быть внесено в уставный капитал соответствующими комитетами по управлению имуществом при условии преобразования объединений в акционерные общества открытого типа. Порядок внесения имущественных вкладов государственными предприятиями и комитетами по управлению имуществом в товарищества и акционерные общества, создаваемые в порядке преобразования объединений, определяется Госкомимуществом России.

Документы, подтверждающие передачу спорного газопровода ОАО «Надыммежрайгаз», отсутствуют.

Доводы заявителя о невозможности отнесения спорного объекта к объектам инженерной инфраструктуры муниципального образования также отклоняются судом апелляционной инстанции.

Как указано выше, спорный объект не значится в реестре федеральной собственности, и не был передан ответчику в процессе приватизации.

В целях правовой определённости в отношении спорного имущества суд апелляционной инстанции полагает возможным учитывать следующее.

В соответствии со статьей 7 Закона № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 15 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений отнесена к вопросам местного значения муниципального

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А75-5056/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также