Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А46-4873/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 10 октября 2014 года Дело № А46-4873/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сидоренко О.А., судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8303/2014) открытого акционерного общества «Омский бекон» на решение Арбитражного суда Омской области от 28.06.2014 по делу № А46-4873/2014 (судья Баландин В.А.), принятое по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ИНН 5504098820, ОГРН 1055507005146) к открытому акционерному обществу «Омский бекон» (ИНН 5500000061, ОГРН 1025501857325) о взыскании 600 000 руб., при участии третьих лиц, - Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Комитета финансов и контроля Администрации Омского муниципального района Омской области, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Омский бекон» - представитель Афельд Владимир Эдуардович (паспорт, по доверенности № 2 от 29.07.2014 сроком действия 3 года); от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области – представитель Лисина Наталья Анатольевна (удостоверение, по доверенности № 4414 от 19.12.2013 сроком действия до 31.12.2014); от Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - представитель не явился, извещена; от Комитета финансов и контроля Администрации Омского муниципального района Омской области - представитель не явился, извещён. установил: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее - Управление Россельхознадзор по Омской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением (с учетом уточнений иска, принятых судом) к открытому акционерному обществу «Омский бекон» (далее - ООО «Омский бекон», ответчик) о взыскании в доход местного бюджета 375 000 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного землям сельскохозяйственного назначения. Решением от 28.06.2014 по делу № А46-4873/2014 требований Управления были удовлетворены. В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Управления. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что выявленные вещества в концентрациях, которые обнаружены в исследуемых образцах, не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, кроме повышенного содержания нитратного азота в почвах. Также податель жалобы приводит довод о том, что акты отбора проб были составлены без участия представителя Общества. В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества Управление выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению. Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства о его отложении. Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства. 21.05.2013 Управлением Россельхознадзора по Омской области в рамках обследования земель сельскохозяйственного назначения (на основании письма Россельхознадзора от 15.05.2013 № ФС-АС-5/5421, приказа Управления Россельхознадзора по Омской области от 20.05.2013 № 1479) и проведения административного расследования установлено, что ОАО «Омский бекон» принадлежит на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:101103:301, вид разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: Омская область, Омский район, с. Лузино в юго-восточной части участка, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 18.10.2010 г. № 55-АА 278739. В ходе осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 55:20:101103:301 расположена площадка для складирования навоза. На бетонных плитах расположены отходы производства и потребления. На момент осмотра площадка действует. В результате складирования навоза, на прилегающей к бетонным плитам территории произошло химическое загрязнение почвы нитратным азотом на площади 500 кв.м. (согласно акта (протокола) отбора образцов (проб) почвы от 21.05.2013 № 014, протокол испытаний от 10.06.2013 года № 654, экспертное заключение ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» от 10.06.2013 № 3). За допущенные нарушения требований природоохранного законодательства директор ОАО «Омский бекон» Печерский Александр Владимирович привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (постановление по делу об административном правонарушении от 31.07.2013 № 0133/7, вступило в законную силу 08.10.2013), решением Омского районного суда Омской области от 13.09.2013 дело № 12-105/2013 постановление по делу об административном правонарушении от 31.07.2013 № 0133/7 оставлено без изменения, жалоба Печерского А.В. без удовлетворения. За допущенные нарушения требований природоохранного законодательства ОАО «Омский бекон» привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (постановление по делу об административном правонарушении от 15.07.2013 № 0134/7, вступило в законную силу 23.12.2013), решением Арбитражного суда Омской области от 05.11.2013 дело № А46-8982/2013, постановлением 8 ААС от 23.12.2013 дело № А46-8982/2013 постановление по делу об административном правонарушении от 15.07.2013 № 0134/7 оставлено без изменения, жалоба ОАО «Омский бекон» без удовлетворения. Поскольку, в результате действий ОАО «Омский бекон», почве как объекту охраны окружающей среды, причинен вред на сумму 375 000 руб., Управление обратилось в арбитражный суд с вышеназванным иском. Решением от 28.06.2014 по делу № А46-4873/2014 требования Управления были удовлетворены. Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены. Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды). В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» был принят совместный Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525 и Приказ Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22 декабря 1995 года «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Пунктом 6 названных Положений установлено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяиственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Положением о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, утвержденным приказом Минсельхоза Омской области от 18 сентября 2009 года № 41-п, определен порядок получения и выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области. Ответчиком указанные требования были нарушены, соответствующая разрешительная документация у ответчика отсутствовала. Согласно части 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Пунктом 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды установлено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на указанном земельном участке вблизи размещения площадки для складирования навоза с площади 500 кв.м. (образец сравнения рег. № 742) и в 50 м. от нее (контрольный образец рег. № 743) были отобраны образцы почв. В соответствии с экспертным заключением ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» от 10.06.2013 № 3 в контрольном образце рег. № 743 установлено содержание нитратного азота 14.1 мг/кг, в образце сравнения рег. № 742 установлено содержание нитратного 478,6 мг/кг. Таким образом, содержание нитратного азота в образце рег. № 742 значительно превышает содержание нитратного азота в образце рег. № 743, степень химического загрязнения (СХВ) земельного участка с кадастровым номером 55:20:101103:301 равна 1,5. Указанная концентрация нитратного азота способна оказывать неблагоприятное влияние на плодородие почв, жизнедеятельность микроорганизмов и растений, а также негативно воздействовать на окружающую среду и качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения, возможно получение продукции с повышенным содержанием нитратов, загрязнение грунтовых вод и растительной продукции, что является опасным для здоровья человека. Доводы подателя жалобы о том, что выявленные вещества в концентрациях, которые обнаружены в исследуемых образцах, не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, опровергаются вышеназванными обстоятельствами. Как уже было отмечено выше, Арбитражным судом Омской области в рамках дела №А46-8982/2013 было рассмотрено заявление Общества о признании недействительным постановления Управления, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Решение арбитражного суда по названному делу, было оставлено без изменения апелляционным судом и вступило в законную силу. Судебными актами по названному арбитражному делу было установлен факт захламления обследованных земельных участков, факт повышения в отобранных образцах нормативов содержания загрязняющих веществ (нитратного азота) и факт ухудшения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ – обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Более того, факт нарушения земельного законодательства ОАО «Омский Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А81-1951/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|