Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу n А75-10935/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 октября 2014 года

                                                     Дело №   А75-10935/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  30 сентября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 октября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Лотова А.Н., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7304/2014) государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.05.2014 по делу № А75-10935/2013 (судья Истомина Л.С.)

по заявлению государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (ИНН 7710030490, ОГРН 1037739318341)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

 при участии в деле в качестве третьих лиц: 1) Администрации города Мегиона; 2) общества с ограниченной ответственностью «Институт территориального планирования «Град»

о признании недействительным решения от 07.08.2013 по жалобе №1286-ж от 15.08.2013,

при участии в судебном заседании представителей: 

от государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» - представитель не явился, извещено;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено;

от Администрации города Мегиона - представитель не явился, извещена;

от общества с ограниченной ответственностью «Институт территориального планирования «Град» - представитель Шинкевич Дмитрий Валерьевич (паспорт, по доверенности № 55 АА 0936096 от 31.03.2014 сроком действия 3 года),

 

установил:

 

государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (далее - ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - антимонопольный орган, Ханты-Мансийское УФАС, Управление) о признании незаконным решения от 07.08.2013 по жалобе вх. № 1286-ж от 15.08.2013.

Определениями от 17.12.2013, от 16.01.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Мегиона, общество с ограниченной ответственностью «Институт территориального планирования «Град» (далее - ООО «ИГП «Град»).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.05.2014 по делу № А75-10935/2013 отказано в удовлетворении заявления.

Судебный акт мотивирован тем, что Предприятие не имело права на обращение в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика - Администрации г. Мегиона при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы: «Разработка пилотного комплексного проекта системы управления развитием территории городского округа г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», поскольку предприятие не является участником размещения заказов, заявки на участие в конкурсе или аукционе, котировочная заявка им не подавалось. Как указал суд первой инстанции, само по себе ознакомление претендента с документацией в электронном виде (без извещения в той или иной форме заказчика либо уполномоченного органа о своих намерениях, притязаниях) и его обращение в контролирующий орган или суд не могут рассматриваться как необходимые и достаточные условия для признания жалобы поданной надлежащим субъектом. Поскольку ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» не известило заказчика о своем намерении претендовать на заключение муниципального контракта, заявку на участие в аукционе не подавало, никаких действий, свидетельствующих о намерении участвовать в аукционе, не совершало, следовательно, права Предприятия при проведении открытого аукциона нарушены не были.  

Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что Предприятие, в силу определения данного в части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), является участником размещения заказа, в связи с чем имело право на обращение в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика - Администрации г. Мегиона при проведении открытого аукциона.

Представители государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы», Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Администрации города Мегиона, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц.

От Администрации города Мегиона и ООО «Институт территориального планирования «Град» поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.  

Представитель ООО «Институт территориального планирования «Град»  поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

22.08.2013 в Ханты-Мансийское УФАС поступила жалоба ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» на действия заказчика - Администрации г. Мегиона при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы: «Разработка пилотного комплексного проекта системы управления развитием территории городского округа г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (т. 3 л.д. 90-94).

В жалобе Предприятие просило обязать заказчика устранить допущенные им нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 11, части 2.1 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, выразившиеся в установлении требования о членстве исполнителя в саморегулируемой организации.

Жалоба ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» признана Управлением соответствующей положениям статей 57, 58 Федерального закона № 94-ФЗ и принята к рассмотрению.

В соответствии с приказом от 21.08.2013 № 1049 в целях проверки соблюдения требований Закона о размещении заказа проведена внеплановая (камеральная) проверка открытого аукциона в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы: «Разработка пилотного комплексного проекта системы управления развитием территории городского округа г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» (т. 4 л.д. 16-17).

Решением от 27.08.2013 комиссия Ханты-Мансийского УФАС по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд признала жалобу Предприятия на действия заказчика необоснованной (т. 5 л.д. 109-116).

Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.

21.05.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано Предприятием в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что выводы изложении в нём не соответствуют действующему законодательству, однако данные выводы не привели к принятию незаконного судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» обратилось с арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым жалоба заявителя, не подававшего заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы: «Разработка пилотного комплексного проекта системы управления развитием территории городского округа г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», на действия Администрации, выступающей в качестве заказчика, совершенные при проведении указанного выше открытого аукциона, признана необоснованной, при том, что документация о проведении аукциона, составленная заказчиком, по мнению заявителя, не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 11, части 2.1 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и нарушает права и законные интересы Предприятия.

Правовое регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в рассматриваемом периоде осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Правовые нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ служат, в том числе, целям обеспечения эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ определено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 указанного Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

При этом статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы самоуправления городских округов возложена обязанность по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

В рассматриваемом случае Администрацией г. Мегиона было объявлено о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы: «Разработка пилотного комплексного проекта системы управления развитием территории городского округа г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Предприятие, обращаясь в антимонопольный орган с жалобой, выразило несогласия с действиями заказчика открытого аукциона – Администрации г.Мегиона.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Предприятие не имело права на обращение в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, поскольку Предприятие не является участником размещения заказа.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда неправильным исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Как следует из части 1 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Из указанных выше норм права следует, что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, которое наделено

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу n А46-2854/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также