Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по делу n А46-5057/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 сентября 2014 года

                                                       Дело № А46-5057/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 сентября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8099/2014) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу № А46-5057/2014 (судья Распутина Л.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Акционерная компания «Омскагрегат» (ИНН 5503067547, ОГРН 1025500744367) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – Комиссаров Дмитрий Николаевич по доверенности № 117 от 30.12.2013 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от открытого акционерного общества «Акционерная компания «Омскагрегат» - Крещановский Александр Михайлович по доверенности № 34 от 08.09.2014 (личность представителя установлена на основании водительского удостоверения); Зудилов Сергей Владимирович по доверенности № 33 от 08.09.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

установил:

 

Открытое акционерное общество «Акционерная компания «Омскагрегат» (далее – ОАО «АК «Омскагрегат», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управлении Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным изложенного в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области № 12 от 17.01.2014 отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:

•         нежилое помещение 1П, назначение: нежилое, площадь: общая 422.4 кв.м., номера на поэтажном плане: 1-3, этаж 2, литера: МАЗ, расположенное по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48;

•         нежилое помещение 1П, назначение: нежилое, площадь: общая 32.1 кв.м., номера на поэтажном плане: 2П: 62, этаж 1, литера: МА, расположенное по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48;

•         незавершенное строительство корпус 80 комплекса сооружений производства мотор - компрессоров, площадь: общая площадь застройки 11922.9 кв.м., инвентарный номер: 6655369, литера: Ма-МА1-МА2, этажность: 3, расположенное по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48 и

государственной регистрации права собственности за открытым акционерным обществом «Акционерная Компания «Омскагрсгат» на объект недвижимости – комплекс сооружений производства мотор – компрессоров (корпус 80), назначение:

нежилое, площадь: общая 12377.4 кв.м., инвентарный номеру 6655369, литера: МА, МА1, МА2, МАЗ, этажность: 1-3, расположенный по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48.

Также об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности и государственную регистрацию права собственности за открытым акционерным обществом «Акционерная Компания «Омскагрегат» на соответствующие указанные выше объекты недвижимого имущества.

Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу № А46-5057/2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с чем заинтересованное лицо не согласилось, обжаловав его в апелляционном порядке.

Апелляционным судом из материалов дела установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -ЕГРП) зарегистрировано право собственности за ОАО «АК «Омскагрегат» на незавершенный строительством корпус 80 комплекса сооружений производства мотор-компрессоров, площадью 11922.9 кв.м., на основании Передаточного акта ЗАО «Омские агрегаты».

Первоначально право собственности на объект незавершенного строительством зарегистрировано 15.07.2002 за ОАО «Омский агрегатный завод» на основании плана приватизации от 16.09.1993, распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Омска от 06.09.1993.

Как следует из акта рабочей комиссии от 27 декабря 1995 года, комплекс сооружений производства мотор - компрессоров (корпус 80) был закончен строительством 27 декабря 1995 года.

В 2011 году ГП Омской области «Омский центз ТИЗ» проведена техническая инвентаризация указанного объекта и выдан кадастровый паспорт от 19.07.2011. Таким образом, комплекс сооружений производства мотор - компрессоров (корпус 80), назначение: нежилое, площадь: общая 12377.4 кв.м., инвентарный номер: 6655369, литера: МА, МА1, МА2, МАЗ, этажность: 1-3, расположенный по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48, поставлен на государственный кадастровый учет.

Заявитель обратился в Управление с требованием о государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества:

-  нежилое помещение Ш, общей площадью 422.4 кв.м., номера на поэтажном плане 1-3, этаж 2, Литер МАЗ, расположенное по адресу: г.Омск, ул. Герцена, д. 48;

-  нежилое помещение 2П, общей площадью 32.1 кв.м., номера на поэтажном плане 162, этаж 1, Литер МА, расположенное по адресу: г.Омск, ул. Герцена, д. 48;

-  незавершенное строительство корпус 80 комплекса сооружений производства мотор-компрессоров, общей площадью 11922.9 кв.м., расположенное по адресу: г.Омск, ул. Герцена, д. 48.

Вместе с тем общество обратилось за государственной регистрацией права собственности на объект недвижимого имущества:

- комплекс сооружений производства мотор-компрессоров (корпус 80), общей площадью 12377.4 кв.м, инвентарный номер 6655369, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 2011, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 48.

23.12.2013 года сообщениями №№ 01/257/2013-011, 01/257/2013-029, 01/257/2013-036, 01/257/2013-044 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации прекращения права собственности и права собственности на соответствующие объекты недвижимости, в связи с не представлением заявителем документов, подтверждающих введение в эксплуатацию спорного объекта недвижимости, как предусмотренных действующими нормами права, а именно, Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 55), так и нормами права, существовавшими до вступления в законную силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» и СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов».

Отказ в государственной регистрации права собственности признан судом первой инстанции неправомерным, в обоснование чего указано на представление обществом на государственную регистрацию всех необходимых документов. Требование заинтересованного лица о представлении обществом на регистрацию акта ввода объекта в эксплуатацию государственной приемочной комиссией судом отклонено, так как на момент окончания строительства объекта действующие нормативные акты не предусматривали необходимости государственной приемки оконченного строительством объекта, возведенного хозяйствующими субъектами за счет собственных средств и для собственных нужд.

В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит отменить судебное решение, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. По убеждению подателя жалобы, спорный объект был окончен строительством в 2011 году и должен был быть введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме этого, судом первой инстанции ошибочно сформулирован вывод о постановке спорного объекта на государственный кадастровый учет, поскольку в рамках информационного взаимодействия Управления Росреестра по Омской области и ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области» установлено его (объекта) отсутствие на кадастровом учете в государственном кадастре объектов недвижимости.

ОАО «АК «Омскагрегат» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором мотивированно возразило против её удовлетворения, считая, что судом дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и правильно применены нормы материального права.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей заинтересованного лица и заявителя, соответственно поддержавших изложенные выше доводы и возражения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 201 названного Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (статья 16 Закона № 122-ФЗ).

В силу статьи 9 Закона № 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (статья 13 Закона № 122-ФЗ).

Если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, в государственной регистрации может быть отказано в силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона № 122-ФЗ и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Из материалов дела усматривается, что на государственную регистрацию представлен акт рабочей комиссии от 27.12.1995 о приемке оконченного строительством объекта (л.д. 30).

Также из материалов дела видно и установлено судом первой инстанции, что основанием для отказа в государственной регистрации права послужили выводы регистрирующего органа о непредставлении документов о введении спорного объекта в эксплуатацию. Как полагает заинтересованное лицо, общество на государственную регистрацию должно было представить акт государственной приемочной комиссии, чего сделано не было. При этом, исходя из кадастрового паспорта на объект недвижимости, объект введен в эксплуатацию в 2011 году.

Между тем, Управление Росреестра по Омской области не учитывает следующего.

Из акта приемочной комиссии четко следует, что объект недвижимого имущества был создан именно в 1995 году. Оснований считать, что объект фактически окончен строительством позднее 1995 года у апелляционного суда не имеется, поскольку кадастровый паспорт не является документом, на основании которого объект капитального строительства подлежит вводу в эксплуатацию.

По состоянию на 1995 год отсутствовала нормативная обязанность по приемке государственными комиссиями оконченного строительством объекта, если таковой

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по делу n А75-888/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также