Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А70-2466/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

15 сентября 2014 года

                                                   Дело №   А70-2466/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  09 сентября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 сентября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7488/2014) Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу № А70-2466/2014 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Администрации г.Тюмени к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16.12.2014 по делу №К13/117,

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от Администрации г.Тюмени - Поршнева Мария Владимировна, предъявлено удостоверение; по доверенности 7/14 от 26.12.2013 сроком действия до 31.12.2014;  Новоселова Ирина Александровна, предъявлено удостоверение, по доверенности № 46/14 от 27.12.2013 сроком действия по 31.12.2014;

 

установил:

 

 Администрация г.Тюмени (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту - Тюменское УФАС России, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконными решения и предписания от 16.12.2014 по делу № К13/117.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу № А70-2466/2014 требования заявителя удовлетворены ввиду отсутствия в действиях Администрации, выразившихся в утверждении постановления от 27.02.2012 № 18-пк   «Об утверждении Положения о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ)», нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с указанным судебным актом, Тюменское УФАС России  обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу № А70-2466/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Администрации.

В обоснование апелляционной жалобы Управление указало, что в действиях Администрации, выразившихся в утверждении постановления от 27.02.2012 № 18-пк   «Об утверждении Положения о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ)», имеется нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку указанное постановление позволяет заключать договоры на осуществление капитального ремонта объектов, переданных подведомственным Администрации автономным учреждениям, без соблюдения процедур, предусмотренных законодательством о размещении заказов, что ограничивает конкуренцию на соответствующем ранке.

Антимонопольный орган указал в жалобе, что осуществление капитального ремонта зданий образовательных учреждений есть нужда муниципального образования, в связи чем, должны были применяться положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Представители Администрации в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу, в отсутствие Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей заявителя, установил следующие обстоятельства.

Постановлением Администрации г. Тюмени от 27.02.2012 №18-пк утверждено Положение о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), в соответствии с пунктом 3 которого, субсидии на иные цели предоставляются на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности г.Тюмени (в том числе, разработку проектной документации), за исключением объектов социального и культурного назначения, переданных в оперативное управление муниципальным бюджетным учреждениям.

По результатам рассмотрения материалов, поступивших из прокуратуры г. Тюмени, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области 16.12.2013 принято решение по делу №К 13/117 о признании в действиях Администрации нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в принятии постановления от 27.02.2012 №18-пк «Об утверждении Положения о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ)», которое может привести к ограничению конкуренции.

В обоснование решения антимонопольный орган  указал, что в результате утверждения Администрацией указанного постановления выбор подрядчиков для выполнения капитального ремонта осуществляется автономными учреждениями самостоятельно, без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

16.12.2013 Управлением выдано Администрации предписание, в котором указало, что в срок до 30.04.2014 необходимо прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», путем приведения Положения о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 27.02.2012 №18-пк, в соответствие с действующим законодательством.

Не согласившись с указанным решением и предписанием Управления, Администрация г.Тюмени обратилась в Арбитражный суд Тюменской области  с настоящими требованиям.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу № А70-2466/2014 требования заявителя удовлетворены.

Означенное решение обжалуется антимонопольным органом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как было указано ранее, Администрация оспаривает решение и предписание Управления.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Администрации  являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.

Как следует из оспариваемого решения Управления, антимонопольный орган  пришел к  выводу о том, что в результате утверждения Администрацией постановления от 27.02.2012 № 18-пк нарушается часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», поскольку указанный нормативный акт позволяет заключать договоры на осуществление капитального ремонта объектов, переданных подведомственным Администрации автономным учреждениям, без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что ограничивает конкуренцию на соответствующем ранке.

Указанный вывод Тюменского УФАС России является неверным на основании следующего.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ)  к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. При этом, полномочия органов местного самоуправления городского округа в области образования также регулируются Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с частью 1 статьи 2, частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ  в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

Образовательные учреждения  города Тюмени имеют организационно-правовую форму - автономные учреждения, учредителем которых выступает департамент образования Администрации города Тюмени.

Таким образом, из содержания процитированных норм права следует, что реализация вопросов местного значения Администрацией  осуществляется, в том числе, в форме создания, обеспечения деятельности автономных учреждений и их содержания.

Следовательно, финансирование Администрацией капитального ремонта имущества, находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Апелляционный суд, с учетом процитированных норм права, пришел к выводу о том, что осуществление финансирования проведения капитального ремонта муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, через предоставление субсидий указанным учреждениям на иные цели, осуществляется именно в рамках реализации полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, находящемуся в оперативном управлении автономного учреждения.

Вопросы предоставления субсидий автономным учреждениям регулируются статьей  78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А46-8502/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также