Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 по делу n А70-938/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 августа 2014 года

                                                            Дело № А70-938/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  05 августа 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  12 августа 2014 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веревкина А.В.,

судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепёхиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5746/2014) индивидуального предпринимателя Ярцева Игоря Григорьевича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.05.2014 по делу № А70-938/2014 (судья А.Н. Курындина), принятое по иску Департамента имущественных отношений Тюменской области (ИНН 7202138460) к индивидуальному предпринимателю Ярцеву Игорю Григорьевичу (ОГРНИП 311723202800155) о взыскании 575 675 руб. 10 коп.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), иском к индивидуальному предпринимателю Ярцеву Игорю Григорьевичу (далее – ИП Ярцев И.Г., предприниматель, ответчик) о взыскании неустойки по государственному контракту № 45 от 05.12.2011 в размере 575 675 руб. 10 коп.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.05.2014 по делу № А70-938/2014 исковые требования удовлетворены. С ИП Ярцева И.Г. в пользу Департамента взыскано 575 675 руб. 10 коп. неустойки. Этим же решением с предпринимателя взыскано 14 513 руб. 50 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, ИП Ярцев И.Г. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ответчик указывает, что предприниматель неоднократно обращался в Департамент с просьбой согласовать результаты межевания по установлению границы земельного участка, однако со стороны департамента не последовало ответа. Считает, что взысканная судом неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Тюменской области от 10.11.2010 № 64 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме на выполнение кадастровых работ по уточнению характеристик земельного участка от 21.11.2011 № 2/АР-2834/11 Департамент имущественных отношений Тюменской области (заказчик) и ИП Ярцев И.Г. (исполнитель) заключили контракт от 05.12.2011 № 45, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по выполнению кадастровых работ по уточнению характеристик земельного участка с кадастровым номером 72:01:0000000:7 (л.д. 9-12).

Работы по контракту № 45 от 05.12.2011 выполняются в соответствии с техническим заданием на выполнение кадастровых работ по уточнению характеристик земельного участка с кадастровым номером 72:01:0000000:7 (приложение № 1, пункт 1.2 контракта).

В соответствии с пунктом 2.2 контракта № 45 исполнитель обязался выполнить порученную работу в соответствии со сроками контракта и техническим заданием.

Согласно пункту 3.1 срок выполнения работ по контракта № 45 от 05.12.2011 установлен сторонами по 25.12.2011.

Стоимость выполнения кадастровых работ по уточнению характеристик земельного участка составляет 1 351 350 руб. (пункт 4.1 контракта № 45).

Пунктами 4.3 и 4.4 контракта № 45 установлено, что по окончании работ исполнитель представляет заказчику отчет, акт выполненных работ. После подписания сторонами акта выполненных работ заказчик производит оплату стоимости выполненных работ в течение 5-ти календарных дней.

В соответствии с пунктом 8.2 контракта № 45 от 05.12.2011 его неотъемлемой частью является техническое задание на выполнение кадастровых работ по уточнению характеристик земельного участка с кадастровым номером 72:01:0000000:7.

Согласно разделу 2 технического задания (л.д. 13-15), целями и задачами работы является: (1) выполнение кадастровых работ по уточнению характеристик земельного участка с кадастровым номером 72:01:0000000:7 (Тюменская область, Абатский район, совхоз «Шевыринский») площадью 194 580 000 кв. м. и внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части таких характеристик; (2) в случаях, если при выполнении кадастровых работ будет установлена необходимость в соответствии с требованиями действующего законодательства образования нескольких земельных участков за счет земельного участка с кадастровым номером 72:01:0000000:7, осуществляется постановка на государственный кадастровый учет всех образованных земельных участков.

В разделе 5 технического задания предусмотрены результаты работ (выходные материалы): схема раздела земельного участка в 3 экземплярах (в случае, если при выполнении кадастровых работ выяснится необходимость в соответствии с требованиями действующего законодательства образования нескольких земельных участков); межевой план в 3 экземплярах; кадастровый паспорт земельного участка в 5 экземплярах; в случае образования нескольких земельных участков за счет участка с кадастровым номером 72:01:0000000:7, указанные материалы предоставляются в отношении каждого образованного земельного участка.

23.12.2011 сопроводительным письмом № 29 ИП Ярцев И.Г. направил в Департамент схему земельного участка, а также сообщил, что оставшаяся часть работ не может быть выполнена им в предусмотренные контрактом сроки (л.д. 16-17).

В письме Департамента № 16979/10-2 от 30.12.2011, направленного ответчику, указано, что исполнителем пропущен срок выполнения работ по контракту № 45, тогда как в связи с отсутствием полного объема материалов согласно техническому заданию принять работы невозможно (л.д. 18-19).

С письмом № 10 от 24.04.2012 предприниматель представил в Департамент схему участка, а также выкопировки, справки, правоустанавливающие документы (л.д. 20).

Письмом № 2499/18 от 05.03.2012 Департамент сообщил ИП Ярцеву И.Г., что представленная им схема не соответствует требованиям контракта № 45, и исполнителем не представлены документы, подтверждающие право собственности на земельные участки. Указанными обстоятельствами истец мотивировал отказ в утверждении схемы раздела земельного участка (л.д. 23-24).

ИП Ярцев И.Г. направил в адрес Департамента письмо № 28 от 24.04.2012 с просьбой разъяснить порядок выполнения работ, определенных техническим заданием (л.д. 27).

28.05.2012 ответчик направил истцу письмо № 37, в котором просил согласовать материалы межевания по установлению границы земельного участка с кадастровым номером 72:01:0000000:7 (л.д. 69-70).

Департамент неоднократно указывал ИП Ярцеву И.Г. на пропуск им срока выполнения работ по контракту № 45 (письма № 3764/18 от 29.03.2012, № 6422/18 от 17.05.2012, № 6489/08-3 от 21.05.2012, № 7203/2012 от 06.06.2012, № 01285-фл/18 от 29.10.2012, л.д. 25-26, 28, 29-33, 34-36, 77).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2012 по делу № А70-7775/2012 исковые требования Департамента к ИП Ярцеву И.Г. о расторжении государственного контракта № 45 от 05.12.2011 удовлетворены.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2012 по делу № А70-7775/2012 отменено, по делу принят новый судебный акт, в удовлетворении иска отказано.

Истец направил ответчику письмо № 11921/18 от 17.10.2013 с требованием оплатить неустойку за нарушение сроков выполнения работ по контракту № 45 (л.д. 39-40).

Поскольку ИП Ярцев И.Г. неустойку, требуемую Департаментом, не уплатил, последний обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворение исковых требований послужило основанием для обращения ответчика с жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Из анализа условий контракта и фактических правоотношений сторон следует, что они соответствуют обязательствам подряда и подлежат регулированию нормами главы 37 ГК РФ с учетом норм закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

В силу частей 1, 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В статье 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Условия, перечисленные в названных нормах, относятся к существенным для договора строительного подряда, то есть при их отсутствии договор не может считаться заключенным.

На основании части 2 статьи 708 ГК РФ подрядчик несет ответственность как за нарушение начального и конечного срока выполнения работ, так и за нарушение промежуточных сроков выполнения работ.

Как указано выше, спорным контрактом предусмотрен срок выполнения работ исполнителем до 26.12.2011.

04.10.2012 сторонами контракта № 45 подписан акт выполненных работ № 27, из которого следует, что на указанную дату ИП Ярцев И.Г. выполнил часть кадастровых работ на сумму 945 945 руб. (л.д. 80).

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статьей 329 ГК РФ предусматриваются способы обеспечения исполнения обязательств, одним из которых является неустойка.

Согласно статьям 330, 331 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке (штрафе, пени) должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

В соответствии с пунктом 5.1 контракта № 45 в случае неустранения дефектов в согласованные сторонами сроки и не сдачи материалов в установленный срок, исполнитель уплачивает заказчику неустойку в размере 0,05% стоимости работ указанных в контракте, за каждый день просрочки.

Истцом заявлено требование о взыскании с предпринимателя неустойки в размере 575 675 руб. 10 коп. за период просрочки с 26.12.2011 по 31.01.2014.

Неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору подряда в силу части 1 статьи 719 ГК РФ предоставляет подрядчику право не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление технической документации, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

В этом случае подрядчик самостоятельно избирает способ защиты нарушенных прав и от его волеизъявления зависит, будет он продолжать работу при отсутствии выполнения со стороны заказчика встречных действий по договору или нет.

По смыслу названной нормы права подрядчик вправе приостановить выполнение работ при таком нарушении заказчика, которое объективно препятствует подрядчику выполнять работу, в том числе в случае не передачи заказчиком проектной документации.

В отличие от указанной нормы права в статье 716 ГК РФ установлена обязанность подрядчика предупредить заказчика о наличии обнаруженных им обстоятельств, препятствующих продолжению работы.

Так, в части 1 статьи 716 ГК РФ закреплено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 по делу n А46-4865/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также