Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по делу n А46-19775/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 марта 2009 года

                                                      Дело № А46-19775/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Рыжикова О.Ю., Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-749/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2008 по делу № А46-19775/2008 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» города Омска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области

о признании недействительным решения № 268 от 22.08.2008 года,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области – Борисовская Н.Н. по доверенности            № 08 юр/39 от 12.01.2009 сроком до 31.12.2009 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» города Омска – Казанцев М.Н. по доверенности от 16.02.2009 сроком действия на 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации),

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» (далее – ООО «ЛВЗ «ОША», общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее – Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 268 от 22.08.2008 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2008 по делу № А46-19775/2008 требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме, оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области с решением суда первой инстанции не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке, указав в качестве основания его отмены на нарушение судом норм материального права.

В обоснование доводов жалобы, налоговый орган указал, что Постановление Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее – Постановление № 174-п) неправильно квалифицировано судом первой инстанции как нормативный правовой акт законодательства о налогах и сборах, поскольку таковой относится к законодательству, регулирующему земельные правоотношения, в связи с чем, к нему не могут быть применены правила статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации о вступлении в силу ненормативных правовых актов с начала налогового периода.

Кроме того, инспекция считает необоснованным вывод суда о том, что указанное Постановление на момент проведения кадастровой оценки не было утверждено, обоснованный внесением 26.11.2008 в Постановление № 174-п изменений (результаты государственной кадастровой оценки земель были дополнены таблицей кадастровая стоимость). Налоговый орган считает, что названными изменениями Постановление № 174-п лишь было дополнено таблицей, представляющей результат умножения площади каждого земельного участка на удельный показатель, в то время как до внесения названных изменений для определения кадастровой стоимости необходимо было произвести такое умножение площади каждого земельного участка на удельный показатель, установленный Постановлением № 174-п.

ООО «ЛВЗ «ОША» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, а также на отсутствие оснований для его отмены.

Общество полагает, что в первоначальной редакции Постановления № 174-п не была утверждена кадастровая стоимость каждого из земельных участков, так как были установлены только средние удельные показатели, на основании которых кадастровая стоимость не может быть определена. Общество также считает обоснованным вывод суда первой инстанции, что при исчислении кадастровой стоимости земельных участков по земельному налогу за 2008 год не подлежат применению результаты кадастровой оценки земельных участков, являющихся объектом налогообложения по земельному налогу, установленные Постановлением № 174-п.

В заседании суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области проведена камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008, представленного 29.04.2008 ООО «ЛВЗ «ОША».

В ходе проверки установлено, что ООО «ЛВЗ «ОША» занизило авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал 2008 года вследствие использования при исчислении авансового платежа кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной на основании не подлежащего применению с 01.01.2008 Указа Губернатора Омской области № 110 от 19.06.2003.

По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки и, с учетом возражений общества, вынесено решение № 268 от 22.08.2008 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО «ЛВЗ «ОША» доначислен и предложен к уплате земельный налог по сроку уплаты 30.04.2008 в сумме 1 361 700 рублей и пени в размере 55 625 рублей.

В решении налоговый орган указывает на занижение ООО «ЛВЗ «ОША» налоговой базы по земельному налогу в отношении земельных участков, включенных в налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, на 363 119 656,80 рублей, что повлекло занижение авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года на 1 361 700 рублей. По мнению проверяющих, кадастровая стоимость земельных участок, принадлежащих обществу на праве постоянного бессрочного пользования, подлежала определению на основании Постановления № 174-п.

Полагая, что решение налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества, ООО «ЛВЗ «ОША» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО «ЛВЗ «ОША», мотивировал принятое решение необходимостью отнесения Постановления 174-п, которым были утверждены результаты оценки кадастровой стоимости земельных участков, к актам законодательства о налогах и сборах и указал, что названный ненормативный правовой акт вступает в силу с 01.01.2009, в связи с чем, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате дополнительно начисленных платежей по земельному налогу. Кроме того, суд первой инстанции также указал, что Постановление № 174-п на момент проведения кадастровой оценки не было утверждено, поскольку 26.11.2008 года в него были внесены изменения, а именно: результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 дополнены таблицей «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году» согласно приложению.

На основании апелляционной жалобы налогового органа, законность и обоснованность означенного решения суда первой инстанции является предметом рассмотрения Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу – удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «ЛВЗ «ОША» является плательщиком земельного налога.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлены следующие правила определения налоговой базы по земельному налогу: налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (соответствующие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» Правительство Омской области Постановлением № 174-п утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению к настоящему постановлению.

До утверждения Постановлении № 174-п на территории Омской области действовал Указ Губернатора Омской области № 110 от 19.06.2003 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области», (табличная часть «город Омск» в приложении № 1 которого признана утратившей силу Указом Губернатора Омской области от 29.12.2007 № 148).

Общество полагает, что оно правомерно рассчитало свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земли, установленной Указом Губернатора Омской области № 110 от 19.06.2003, а не Постановлением № 174-п.

Суд первой инстанции воспринял позицию общества, и указал, что: в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответст­вующему налогу; Постановление № 174-п в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель относится к актам законодательства о нало­гах и сборах и представляет собой нормативный правовой акт по вопросу, связанному с налогообложением; кадастровая стоимость определяется по со­стоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; в силу того, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, и на 01.01.2008 Постановление № 174-п не вступило в силу, так как не истек месячный срок со дня его официального опубликования, то суд первой инстанции пришел к выводу о том, что названное Постановление не могло применяться налогоплательщи­ком при исчислении налога за 2008 год.

Между тем суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Кодексом.

Кроме того, статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях предоставлено право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Таким образом, субъект Российской Федерации наделен правом издавать ненормативные правовые акты о налогах и сборах, основными признаками которых  является регулирование властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов.

Между тем, Постановление № 174-п, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, принято во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области».

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по делу n А46-18655/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также