Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А70-1223/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

18 июля 2014 года

                                                           Дело № А70-1223/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2014 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.

судей Семёновой Т.П., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Ауталиповой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5183/2014) федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тюменской области» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.04.2014 по делу № А70-1223/2014 (судья Буравцова М.А.) по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областной наркологический диспансер» (ОГРН 1027200852975, ИНН 7202015877) к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тюменской области» (ОГРН 1037200550640, ИНН 7202022521), третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Тюменской области, о взыскании расходов на оплату страховых взносов в размере 450 473 руб. 42 коп.,

при участии в судебном заседании представителя федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тюменской области» Чебышева А.В. по доверенности № 1 от 09.01.2014, сроком действия до 30.01.2015 года,

установил:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областной наркологический диспансер» (далее – ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер», истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тюменской области» (далее – Военный комиссариат Тюменской области, ответчик) взыскании расходов на оплату страховых взносов в размере 450 473 руб. 42 коп.

Определением от 12.02.2014 к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Тюменской области.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.04.2014 по делу № А70-1223/2014 исковые требования ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» удовлетворены полностью, в его пользу с Российской Федерации в лице Военного комиссариата Тюменской области за счёт казны Российской Федерации взысканы расходы на оплату страховых взносов в размере 450 473 руб. 42 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 009 руб. 47 коп.  

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просил его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что полученные от ответчика компенсации среднего заработка работников истца, участвовавших в мероприятиях по медицинскому освидетельствованию, не облагаются единым социальным налогом (далее – ЕСН), в данном случае страховыми взносами. Сохраняемый за врачами и медперсоналом средний заработок является в большей степени компенсационной выплатой, а не оплатой труда, предусмотренной трудовым договором.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу возразил против её удовлетворения.

Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Министерство обороны Российской Федерации заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников спора.

Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, приведённые в апелляционной жалобе.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, работники ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» в период с октября 2010г. по ноябрь 2013 года были командированы в Военный комиссариат Тюменской области в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для участия в проведении медицинских освидетельствований юношей-призывников, юношей при первоначальной постановке на воинский учет.

Средний заработок работников истца был компенсирован Военным комиссариатом Тюменской области.

В целях получения компенсации страховых взносов на общую сумму 450 473 руб. 42 коп., начисленных на средний заработок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» обратилось в Военный комиссариат Тюменской области (письмом от 06.12.2013, т. 4 л. 54).

Письмом от 09.12.2013 Военный комиссариат Тюменской области сообщил истцу об отсутствии законных оснований для компенсации страховых выплат, начисленных на средний заработок врачам-специалистам, среднему медицинскому персоналу, участвующим в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона от 28.03.2014 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (т. 4 л. 55-57).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» в суд с настоящим иском.

Удовлетворение требований истца полностью явилось поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции, оценив возражения подателя жалобы, считает их необоснованными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

Компенсация расходов, понесенных организациями в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 настоящих Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 № 333) компенсации подлежат расходы организаций, связанные с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе в работе (занятиях по подготовке к работе) в составе аппарата усиления военных комиссариатов или при поступлении на военную службу по контракту, к месту проведения указанных мероприятий и обратно, с наймом (поднаймом) жилья, выплатой командировочных (суточных), а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).

Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции, действовавшей в 2009 году), расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию (пункт 1). Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2). Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя (пункт 2 статьи 21 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Как видно из приведенных выше положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», работающим гражданам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности  выплачивается (по месту постоянной работы) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.

В связи с тем, что в самом Законе и принятом в соответствии с ним уполномоченным органом – Правительством РФ – нормативном правовом акте выплаты прямо определены как «средний заработок», суды должны исходить из этих императивных норм, и квалифицировать эти выплаты иначе, чем средний заработок (с соответствующими начислениями на фонд оплаты труда), не вправе. Поэтому отпадает сама возможность правоприменителю изменять правовую природу названных выплат.

Суд апелляционной инстанции учитывает при этом и изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.09.2011 № 4922/11 правовую позицию, согласно которой, законодательное закрепление положений о том, что работник освобождается от работы в определенный день и при этом за работником сохраняется средний заработок, означает, что работнику за этот день выплачивается заработная плата.

Указанные положения согласуются с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В соответствии с частью первой статьи 170 ТК РФ («Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей») работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места постоянной работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Часть первая статьи 170 ТК РФ носит гарантийный характер (Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2009 № 75-О-О).

Гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав и обязанностей в области социально-трудовых отношений (часть первая статьи 164 ТК РФ).

 Как установлено в статье 165 ТК РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (в том числе гарантии по оплате труда), работникам предоставляются гарантии и компенсации в предусмотренных настоящей статьей случаях, в частности, при исполнении государственных или общественных обязанностей. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие) производят работнику выплаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Вне зависимости от иных выплат, которые возможны работнику со стороны органов и организаций, в чьих интересах работник исполняет государственные или общественные обязанности, выплатить таким работникам (в рассматриваемом деле  -  за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда является обязанностью работодателя по месту постоянной работы (о чём прямо указано в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). И эти выплаты  производятся за счет работодателя (часть вторая статьи 165 ТК РФ).

Соответственно, как и установлено в пунктах 1, 2  статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции, действовавшей в 2009 году), расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Выплата работодателем по месту постоянной работы своему работнику за время его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности среднего заработка с учетом начисленных на фонд оплаты труда страховых взносов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А70-2309/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также