Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу n А81-2709/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 июля 2014 года

                                                Дело №   А81-2709/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  10 июля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 июля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5221/2014) общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 по делу № А81-2709/2013 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» (ИНН 8905026850, ОГРН 1028900706647) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным предписания от 01.04.2013 № 92 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» - Конев Денис Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности № 15/177-2014 от 20.06.2014 сроком действия по 31.12.2014;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

 общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» (далее по тексту – ООО «Газпром добыча Ноябрьск», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тесту - Управление Росприроднадзора, административный орган, Управление) о признании недействительным предписания от 01.04.2013 № 92 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 по делу № А81-2709/2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается, что размещение отходов бурения в шламовых амбарах в период строительства скважин №№ 303, 404, 406, 502, 503, 505, 907, производилось Обществом в отсутствии разрешительной документации (отсутствие лимитов на размещение отходов), поскольку срок действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 158 от 02.11.2011, установлен с 02.11.2011 по 31.12.2012. К моменту начала действия Лимита отходы фактически были размещены.

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Газпром добыча Ноябрьск» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 по делу № А81-2709/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что предполагаемое нарушение Обществом процедуры получения лимитов на размещение отходов не имеет с точки зрения причинения ущерба окружающей среде и затрат на ее восстановление юридического значения при соблюдении других требований экологического законодательства, поскольку в процессе образования отходов Обществом были соблюдены все требований экологического законодательства в части обращения с отходами. Также в жалобе указано, что  административный орган  не доказал, что в данном случае  Общество осуществляло размещение отходов бурения в отстойно-накопительном котловане, а не их накопление на срок не более 6 месяцев с последующим захоронением.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Общества, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как  установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 04 марта 2013 года по 01 апреля 2013 года Управлением Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Газпром добыча Ноябрьск» на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки выявлено, что Обществом на Западно-Таркосалинском НГКМ в 2010-2011 гг. произведено бурение 11 скважин, при этом размещение отходов бурения в шламовых амбарах в период строительства скважин, производилось в отсутствие лимитов на размещение отходов, поскольку срок действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 158 от 02.11.2011 (далее по тексту – Лимит), установлен с 02.11.2011 по 31.12.2012. К моменту начала действия Лимита отходы фактически были размещены.

В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее – Порядок № 632), Управлением Росприроднадзора отходы, размещенные в отсутствие лимитов, учтены как сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, и произведен перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента.

По результатам проверки составлен акт проверки от 01.04.2013 № 53 и выдано предписание от 01.04.2013 № 92 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Согласно предписанию № 92, Обществу необходимо произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 49 425 234,59 руб., как за сверхлимитное размещение отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин №№ 503, 502, 404, 303, 505, 406, р-907, р-905 Западно-Таркосалинского НГКМ с последующим их размещением в шламовых амбарах на кустовых площадках указанных скважин в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Общество не согласилось с указанным предписанием Управления и обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.

Как было указано выше, суд первой инстанции отказал в удовлетворении  требований, заявленных Обществом.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный  суд пришел к выводу о том, что  требования Общества являются необоснованными и правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.  При этом, апелляционный  суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Обществом на Западно-Таркосалинском НГКМ в 2010-2012 гг. произведено бурение 11 скважин, из них:

- в 2010 году – пробурены 2 эксплуатационные скважины (№№ 503, 505);

- в 2011 году – пробурено 5  эксплуатационных скважин (№№ 303, 404, 406, 502, 506) и 1 геологоразведочная скважина (№ 907);

- в 2012 году – пробурены 2 эксплуатационные скважины (№№ 304, 407) и 1 поисковая скважина (№ 905).

Бурение эксплуатационных скважин Западно-Таркосалинского НГКМ проводилось по проектной документации № 148/08-260-Э на строительство газоконденсатных эксплуатационных вертикальных и наклонно-направленных скважин на нижнемеловые отложения Западно-Таркосалинского НГКМ (пласты БП5, БП62, БП71, БП91, БО101, БП111, БП121) на объекте «Дообустройство нижнемеловых отложений Западно-Таркосалинского газового месторождения», получившей положительное заключение Главгосэкспертизы России № 500-10/ХМЭ-1833/02 от 02.09.2010.

Вышеуказанные эксплуатационные скважины бурились по договору на строительство эксплуатационных скважин Западно-Таркосалинского НГКМ № 385/10 от 02.08.2010 (далее – Договор подряда), заключенному с ООО «Газпром бурение» (далее - Подрядчик). Согласно вышеуказанного Договора ООО «Газпром добыча Ноябрьск» самостоятельно формирует расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение буровых отходов и выбросы при испытании (освоении) скважины, при проведении работ по настоящему Договору, согласовывает их с уполномоченным государственным органом и осуществляет платежи (пункт 16.3.10), а также предоставляет Подрядчику лимиты на размещение отходов производства и потребления в части образования отходов при добыче нефти и газа, сбросы сточных вод. Подрядчик обеспечивает соблюдение установленных нормативов (пункт 16.3.2).

Бурение скважины № 907 проводилось по Индивидуальному рабочему проекту ИРП-297-И «Строительство разведочной скважины № 907 верхнеюрских отложений на Западно-Таркосалинском НГКМ», получившему положительное заключение Главгосэкспертизы России № 245-12/ОГЭ-2593/02 от 21.06.2012. Буровые работы проводились Обществом путем привлечения подрядной организации ООО «Газпром бурение» (договор подряда № 507/10 от 19.10.2010). Исходя из п. 5.1.19 указанного договора, выбуренная порода и отработанный буровой раствор являются собственностью ООО «Газпром добыча Ноябрьск».

Скважина № 905 бурилась по Индивидуальному рабочему проекту РП-231 «Строительство поисковой скважины № 905 верхнеюрских отложений на Западно-Таркосалинском НГКМ», получившему положительное заключение Главгосэкспертизы России № 042-11/СПЭ-1427/02 от 08.02.2011. Рабочим проектом предусмотрено размещение буровых отходов в шламовом амбаре на кустовой площадке. Буровые работы проводились Обществом путем привлечения подрядной организации ООО «Газпром бурение» (договор подряда № 1068311 от 07.07.2011). Исходя из п. 5.1.19 указанного договора, выбуренная порода и отработанный буровой раствор являются собственностью ООО «Газпром добыча Ноябрьск».

Согласно письму заместителя генерального директора ООО «Газпром добыча Ноябрьск» (исх. от 29.03.2013 № 06-75, т.4, л.д. 30, 31) бурение всех скважин на Западно-Таркосалинском НГКМ производилось в строгом соответствии с проектами, получившими положительные заключения Государственной экспертизы. Буровые отходы, образовавшиеся при строительстве скважин Западно-Таркосалинского НГКМ, размещены в шламовых амбарах на кустовых площадках. Периоды размещения буровых отходов указаны в представленных документах: «Сведения о пробуренных в 2011, 2012 годах и текущем периоде 2013 года и находящихся в процессе строительства эксплуатационного фонда», «Сведения о пробуренных и находящихся в процессе строительства геологоразведочных скважинах», за подписью начальника производственного отдела по строительству скважин УОРР и СОФ А.Д. Громова.

Объем размещения отходов бурения в шламовых амбарах в период строительства скважин с указанием наличия разрешительной документации отражены в таблице акта проверки (т.1, л.д. 69,70).

Экологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В пункте 1 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно пункту 3 данной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Аналогичные нормы

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу n А46-1449/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также