Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 по делу n А81-4373/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,О восстановлении пропущенного процессуального срока

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 марта 2009 года

                                                        Дело № А81-4373/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей  Рыжикова О.Ю., Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6386/2008) общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Роснефтегаз» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.11.2008 по делу № А81-4373/2008 (судья Д.П.Лисянский), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Роснефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзор) по Ямало-Ненецкому автономному округу

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 16.09.2008 № 206,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Роснефтегаз» – не явился, извещен;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзор) по Ямало-Ненецкому автономному округу – не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Корпорация Роснефтегаз» (далее – ООО «Корпорация Роснефтегаз», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 16.09.2008 № 206, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.11.2008 по делу № А81-4373/2008 в удовлетворении требований общества отказано.

ООО «Корпорация Роснефтегаз» с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке, указав на отсутствие события вменяемого административного правонарушения. По мнению подателя жалобы, автозаправочная станция (далее – АСЗ) не является опасным производственным объектом, так как на АЗС осуществляется только розничная торговля, следовательно, ее эксплуатация не подпадает под действие Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что исключает необходимость разработки плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Названные обстоятельства, как указано в жалобе, свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором высказана позиция о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, надлежащей оценке судом обстоятельств дела, а также о необоснованности доводов подателя жалобы. Административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Начальником Управления по земельным вопросам и охране окружающей среды Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района была проведена проверка земельного участка, расположенного в юго-западной части поселка Тазовский, арендуемого ООО «Корпорация Роснефтегаз» под эксплуатацию АЗС.

В ходе проверки установлено, что на объекте (АЗС), на котором ведутся работы с высокотоксичными и легковоспламеняющимися горючими веществами, отсутствует план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. По результатам проверки составлен акт от 24.06.2008 № 54.

Письмом от 30.06.2008 № 1443 Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района материалы проверки переданы в прокуратуру Тазовского района.

15.08.2008 прокурором Тазовского района было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ООО «Корпорация Роснефтегаз» по статье 8.1 КоАП РФ в связи с эксплуатацией обществом автозаправочной станции без плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Материалы дела об административном правонарушении были переданы в Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения.

Постановлением Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16.09.2008 № 206 по делу об административном правонарушении ООО «Корпорация Роснефтегаз» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренным статьей 8.1 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, полагая, что в действиях ООО «Корпорация Роснефтегаз» отсутствует состав вменяемого правонарушения, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 16.09.2008 № 206.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, исходил из того, что деятельность общества по эксплуатации АЗС связана с возможностью возникновения разливов нефти и нефтепродуктов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду, и требует наличия плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного и согласованного в установленном порядке, а также того, что административным органом доказан факт совершения обществом правонарушения по статье 8.1. КоАП РФ.

На основании апелляционной жалобы ООО «Корпорпция Роснефтегаз» законность и обоснованность решения суда первой инстанции является предметом рассмотрения Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда о наличии в действиях общества состава ему вменяемого правонарушения является правильным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 1 названного Федерального закона требования в области охраны окружающей среды – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее – Основные требования).

Согласно пункту 6 Основных требований планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов.

Пунктом 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240) установлено, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Отношения в области обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно подпункту «в» пункта 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества – жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 августа 2001 года № 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества автомобильного топлива.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации АЗС является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по смыслу подпункта «в» пункта 1 Приложения № 1 к Закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций к опасным производственным объектам, является правомерным.

Довод общества о том, что в соответствии пунктом 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 599) объекты, на которых осуществляется розничная торговля бензином и дизельным топливом, не относятся к опасным производственным объектам, обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как названное Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (пункт 1 Положения) и не распространяется на правоотношения в сфере экологической безопасности и охраны окружающей природной среды. В рассматриваемом случае при решении вопроса об отнесении автозаправочной станции к опасным производственным объектам следует руководствоваться нормами Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», положения которого распространяются на все правоотношения, связанные с деятельностью в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Поскольку эксплуатация АЗС связана с возможностью возникновения разливов нефти и нефтепродуктов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду, то в силу Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240) и Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613) такая деятельность требует наличия плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного и согласованного в установленном порядке.

Таким образом, непринятие мер по разработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является  правонарушением, посягающим на общественные отношения в сфере экологической безопасности и охраны окружающей природной среды.

Ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов установлена в статье 8.1 КоАП РФ.

Судом первой инстанции установлено и не опровергается подателем апелляционной жалобы, что ООО «Корпорация Роснефтегаз» эксплуатирует АЗС без плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с чем, факт наличия в действиях (бездействиях) общества события вменяемого правонарушения является доказанным.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает установленной вину общества.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина ООО «Корпорация Роснефтегаз» в данном случае заключается в том,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 по делу n А81-2853/2008. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также