Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 по делу n А75-10005/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 июня 2014 года

                                                      Дело № А75-10005/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 июня 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Самович А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4058/2014) Администрации города Мегиона на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2014 по делу № А75-10005/2013 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Казаряна Стёпы Арсеновича (ОГРНИП 304860504700042, ИНН 860500313731) к Администрации города Мегиона о признании незаконными решения от 15.03.2013 об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и бездействия администрации города Мегиона,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Администрации города Мегиона - представитель не явился, извещена;

от индивидуального предпринимателю Казарян Стёпа Арсенович - лично (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

установил:

 

индивидуальный предприниматель Казарян Стёпа Арсенович (далее - заявитель, ИП Казарян С.А., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации г. Мегиона (далее - Администрация, заинтересованное лицо), выразившегося в оставления без рассмотрения по существу заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка для размещения павильона бытовых услуг.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.02.2014 по делу № А75-10005/2013 требования заявителя удовлетворены, спорное бездействие признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным порядком, утвердив выданную заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане.

С решением суда первой инстанции заинтересованное лицо не согласилось, обжаловав его в порядке апелляционного производства.

Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что предприниматель обратился в Администрацию с заявлением от 17.11.2010 для согласования места размещения павильона бытовых услуг в районе дома 28 по проспекту Победы, представил разработанную схему планировочной организации земельного участка (л. д. 15).

Данная схема была отклонена от согласования, однако Администрация предложила ему рассмотреть участок на пересечении улицы Строителей и проспекта Победы, в торце дома № 3/5 по ул. Строителей. К ответу Администрации была приложена соответствующая схема (л. д. 20-21).

Заявитель, согласившись с предложением Администрации, занялся оформлением необходимых документов, по его заказу был изготовлен эскизный проект на павильон, который согласован Администрацией 09.09.2011 (л. д. 23-25).

После этого предприниматель заказал Схему расположения земельного участка на кадастровом плане, которая была выдана Администрацией и согласована различными службами Администрации без каких-либо замечаний, в том числе департаментом муниципальной собственности и управлением архитектуры (даты согласования январь 2012 года).

31.01.2012 заявитель обратился в Администрацию для утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. В газете «Мегионские новости» от 27.03.2012 № 20 Администрацией была размещена информация о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду.

27.04.2012 заявитель получил отказ в утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и в заключении договора аренды в связи с тем, что в течение месяца со дня публикации вышеуказанного информационного сообщения поступило дополнительное заявление Мушкарова Р.А. о предоставлении вышеуказанного земельного участка.

Заявителю было разъяснено, что право аренды земельного участка будет продано с аукциона, информация о котором будет в средствах массовой информации.

Однако, до настоящего времени аукцион не проводился, земельный участок никому не предоставлен.

20.12.2012 заявитель вновь обратился в Администрацию с заявлением об утверждении ранее согласованной Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, однако письмом от 15.03.2013 заявителю было отказано.

Отказ мотивирован тем, что постановлением Администрации от 12.03.2013 № 519 утвержден перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется на торгах, в том числе размещение нестационарных торговых объектов и объектов торгового, бытового и технического обслуживания.

Принятие решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка будет возможно после утверждения документации по планировке территории 14 микрорайона г. Мегиона.

Не согласившись с данным отказом и длительным бездействием Администрации по решению вопроса о выделении земельного участка для размещения павильона бытовых услуг, считая их незаконными, препятствующими ему в осуществлении предпринимательской деятельности, заявитель обратился с заявлением в суд.

Судом первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя, руководствовался выводами о том, что предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка до принятия нормативного правового акта, распространяющего свое действие на территорию города Мегион, которым утвержден порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов. Более того, предприниматель просил предоставить земельный участок для размещения павильона бытовых услуг, что не требует проведения торгов.

Суд установил, что Администрация нарушила нормы, регламентирующие порядок предоставление земельного участка, допустила бездействие, заявление предпринимателя оставила без рассмотрения.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит отменить судебное решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей позиции указывает, что предпринимателем не заявлялись требования о признании незаконным бездействия, так как заявитель просил признать незаконным решение об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.

По мнению подателя жалобы, предприниматель определил цель использования земельного участка для размещения павильона бытовых услуг, а не для размещения павильона торгово-бытовых услуг.

Администрация считает, что не обязана утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка. Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции выявлены обстоятельства, исключающие возможность размещения на земельном участке по причине невозможности соблюдения требований пожарной безопасности.

Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложил позицию о законности и обоснованности оспариваемого судебного акта, просил оставить его без изменения.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей заинтересованного лица и заявителя, соответственно поддержавших изложенные выше доводы и возражения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.

Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.

Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.

Как верно определено судом первой инстанции, Администрацией не представлены в суд сведения о выполнении требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в части подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) для целей, не связанных со строительством, и заблаговременную публикацию такой информации.

Администрация, выдав и согласовав заявителю, с нарушением сроков, установленных в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, схему расположения земельного участка на кадастровом плане (л. д. 27), не совершила в установленные сроки другие действия, которые были предусмотрены статьей 34.

Кроме того, отказ в предоставлении земельного участка от 15.03.2013 мотивирован тем, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, в том числе для размещения нестационарного торгового объекта, могут быть предоставлены только на торгах, а так же невозможностью формирования земельного участка на торги ввиду отсутствия документации по планировке территории в муниципальном образовании, что свидетельствует об исключении всякой возможности для предпринимателей получить земельный участок на территории муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Порядок предоставления земельных участков на территории городского округа город Мегион для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Администрации города Мегиона от 03.06.2010 № 761, этим же постановлением определены структурные подразделения Администрации, обеспечивающие рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков.

Как верно определено судом первой инстанции, данный Порядок не предусматривает обязательного предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, только посредством торгов.

Постановлением Администрации от 12.03.2013 № 519 утвержден перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется на торгах.

В частности, посредством торгов предоставляются земельные участки для размещения нестационарных торговых объектов.

Этим же постановлением установлены случаи предоставления в собственность или аренду земельных участков без проведения торгов. Согласно пункта 2.4 без проведения торгов осуществляется предоставление земельных участков для строительства объектов, в отношении которых на момент вступления в силу настоящего постановления было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

Применительно к настоящему делу отношения между заявителем и Администрацией возникли до установления перечня случаев,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 по делу n А70-6172/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также