Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу n А75-9709/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 июня 2014 года

                                                     Дело № А75-9709/2013

                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года.

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Бирюля К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3495/2014) общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 февраля 2014 года по делу № А75-9709/2013 (судья А.Е. Фёдоров), принятое по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» (ОГРН 1058600001118, ИНН 8618006063) о взыскании 1 713 745 962,63 руб.,  

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» – Зырянова И.А.  (паспорт 6707 777991 выдан 10.04.2008, доверенность № 182 от 26.12.2013 сроком действия по 31.12.2014); Дмитриева И.В. (паспорт, доверенность № 184 от 26.12.2013 сроком действия по 31.12.2014)

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – Комушев Г.Н.  (паспорт, доверенность № 01 от 27.12.2013 сроком действия по 31.12.2014); Ашифина Е.Ю. (паспорт, доверенность б/н от 16.06.2014 сроком действия по 31.12.2014);

установил:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» (далее – ООО «Газпромнефть-Хантос», ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года в размере 1 713 745 962 руб. 63 коп., из которых: за 1 квартал 2012 года - 386 716 072 руб. 09 коп., за 2 квартал 2012 года - 437 335 831 руб. 10 коп., за 3 квартал 2012 года -461 412 050 руб. 08 коп., за 4 квартал 2013 года - 428 282 009 руб. 36 коп.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.02.2014 по делу № А75-9709/2013 исковые требования удовлетворены в полном объёме. С ООО «Газпромнефть-Хантос»  в пользу Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре взыскано 1 713 745 962 руб. 63 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. С ООО «Газпромнефть-Хантос» в доход федерального бюджета взыскано 200 000 руб. государственной пошлины.

Возражая против принятого судебного акта, ООО «Газпромнефть-Хантос» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.02.2014 по делу № А75-9709/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы, ответчик указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

От Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре поступили письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Газпромнефть-Хантос» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

 Представитель Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав пояснения сторон по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «Газпромнефть-Хантос»  состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по ХМАО - Югре в качестве объекта хозяйственной деятельности, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

ООО «Газпромнефть-Хантос» представило в адрес Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 316 227 521 руб. 52 коп., из которых: за 1 квартал 2012 года – 79 427 444 руб. 21 коп., за 2 квартал 2012 года – 72 621 027 руб. 68 коп., за 3 квартал 2012 года – 85 115 598 руб. 85 коп., за 4 квартал 2012 года – 79 063 450 руб. 78 коп.

Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, ссылаясь, что ООО «Газпромнефть-Хантос» не верно произвело расчёты, обратилось в суд с настоящим иском о взыскании 1 713 745 962 руб. 63 коп.  задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 3 названного Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

При этом, в соответствии с основными понятиями, закрепленными статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов    выбросов    и    фонового    загрязнения    атмосферного    воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Законом № 7-ФЗ и Законом № 96-ФЗ определены основные понятия гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 96-ФЗ, гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, деятельность ответчика по выбросу в атмосферный воздух загрязняющих веществ в результате сжигания попутного газа относится к негативному воздействию на окружающую среду, за которое, в свою очередь, ООО «Газпромнефть-Хантос» должно вносить плату.

Как указывалось выше, согласно расчёту истец размер платы за негативное воздействие определил в размере 316 227 521 руб. 52 коп., из которых: за 1 квартал 2012 года – 79 427 444 руб. 21 коп., за 2 квартал 2012 года – 72 621 027 руб. 68 коп., за 3 квартал 2012 года – 85 115 598 руб. 85 коп., за 4 квартал 2012 года – 79 063 450 руб. 78 коп.

Оспаривая правомерность данного расчёта, Управление Росприроднадзора по ХМАО – Югре утверждает, что плата за негативное воздействие должна составлять 2 029 973 484 руб. 15 коп.

В связи с чем, по расчету истца у ответчика имеется задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 713 745 962 руб. 63 коп.

Недоплата за негативное воздействие на окружающую среду, по мнению истца, в том числе, обусловлена тем, что ответчиком при расчете  платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды не был учтён пятикратный повышающий коэффициент.

Оценив данный довод, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, Правительство Российской Федерации постановлением № 7 от 08.01.2009 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» (далее – Постановление № 7) установило целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа (далее - целевой показатель).

Согласно Постановлению № 7, с 01.01.2012 плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, рассчитывается:

- для объема, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктами 2 - 4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением № 632;

- для объема, превышающего значение целевого показателя и определяемого как разница между объемом сожженного попутного нефтяного газа и объемом попутного нефтяного газа, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктом 5 Постановления № 632 как за сверхлимитное загрязнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее - Постановление № 632) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы № 632), который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 5 Порядка определения платы № 632 установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, ООО «Газпромнефть-Хантос» в 1, 2, 3, 4 кварталах 2012 года при сжигании попутного нефтяного газа допускало превышение значение целевого показателя сжигания попутного нефтяного газа, сжигая более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа, следовательно, плату за выбросы вредных загрязняющих веществ общество должно было рассчитывать как за сверхлимитное в соответствии с пунктом 5 Постановления № 632 с учётом пятикратного повышающего коэффициента.

При проверке арифметических расчетов, судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком при расчета платы за негативное воздействие был применён пяти кратный повышающий коэффициент.

Также Управление Росприроднадзора по ХМАО – Югре указывает, что при расчете платы за негативное воздействие в связи с выбросом газа – метан не применён коэффициент индексации, равный 1,67.

Суда апелляционной инстанции находи указанный довод истца обоснованным исходя из следующего.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального Закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом соответственно 2,05 и 1,67.

В соответствии с пунктом 19 Приказа № 204 в столбце 16 указывается коэффициент к нормативу платы, применяемый в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Постановлением № 344 установлены нормативы платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу n А70-13340/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также