Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2014 по делу n А70-323/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 июня 2014 года

                                                     Дело №   А70-323/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  05 июня 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 июня 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,

судей  Веревкина А.В., Глухих А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Мироновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4143/2014) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области  на решение  Арбитражного суда Тюменской области от 06 марта 2014 года по делу № А70-323/2014 (судья Лазарев В.В.) по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью «Ишимское» о взыскании задолженности,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области  – не явился, извещен; 

от общества с ограниченной ответственностью «Ишимское» – не явился, извещено,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее – Департамент АПК) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ишимское» (далее - ООО «Ишимское») о взыскании задолженности по субсидии в размере 647 480 руб.

До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в связи с допущенной опечаткой в тексте искового заявления уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 674 480 руб.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06 марта 2014 года по делу № А70-323/2014 в иске отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент АПК обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе истец оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что на момент оформления субсидии ответчик не знал и не мог знать, что в отношении него возбуждено производство по делу о банкротстве. Указывает, что заявление о признании ООО «Ишимское» банкротом было подано в Арбитражный суд Тюменской области 19.09.2013, определением суда от 23.09.2013 принято к производству. Заявка ответчика о получении субсидии датирована 23.09.2014, зарегистрирована в Департаменте 24.09.2013. По мнению подателя жалобы, изложенное свидетельствует о том, что ответчик, подавая заявку на получение субсидии, знал о возбуждении в отношении него производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, ответчиком подписан акт проверки достоверности документов, предоставленных для получения субсидии, в котором он согласился с предоставлением истцу в заявке недостоверных сведений.

 ООО «Ишимское» письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

В заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ  судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как  следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии пунктом 4.4.1 Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 180-п, и заявкой от 24.09.2013 Департамент АПК предоставил ООО «Ишимское» субсидию на поддержку элитного семеноводства в размере 674 480 руб.

Истцом проведена проверка соблюдения условий предоставления субсидии, по результатам которой составлен акт проверки от 29.10.2013. Проверкой установлено, что ООО «Ишимское» получило субсидию с нарушением установленного порядка, так как в заявке на получение субсидии представило недостоверные сведения, не указало, что в отношении него возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве) (л.д.22-23).

13 ноября 2013 года в адрес ответчика истцом направлено уведомление исх. № 133563-13 с требованием возвратить субсидию, которая осталась без ответа (л.д.13-15).

По утверждению истца, субсидия ответчиком не возвращена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент АПК обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемых в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу абзаца 3 пункта 2 этой статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии  с  пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 305 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» государственная поддержка сельскохозяйственного производства может осуществляться в форме предоставления субъектам государственной поддержки на безвозмездной и безвозвратной основе средств областного бюджета, в частности, в форме субсидий.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Из статьи 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 305 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» следует, что условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством законами Тюменской области и (или) нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области.

Условия, порядок предоставления субсидий на поддержку элитного семеноводства в Тюменской области регулируются Положением о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную       поддержку сельскохозяйственного производства (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 180-п.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.

По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставление субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Согласно пункту 2.2 Положения № 180-п государственная поддержка основных направлений сельскохозяйственного производства, предусмотренная настоящим Положением, не предоставляется получателям субсидий, находящимся в процессе ликвидации, а так же если в отношении них в арбитражном суде возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с пунктом 5.1 Положения, в случае нарушения получателем субсидий условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.

В обоснование искового требования о взыскании субсидии истец в материалы дела представил акт достоверности документов, представленных для получения субсидии на государственную поддержку семеноводства ООО «Ишимское», составленный 29 октября 2013 года контрольно-ревизионным отделом Департамента АПК   (л.д.22-23).

Согласно указанному акту ООО «Ишимское» получило субсидию с нарушением установленного порядка, так как представило в Департамент АПК в заявке на получение субсидии недостоверные сведения относительно возбуждения в отношении него на дату подачи заявки производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Действительно, определением Арбитражного суда Тюменской от 23 сентября 2013 года  принято заявление ОАО «Гагаринскремтехпред» о признании  ООО «Ишимское» несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу № А70-10063/2013 и назначено судебное заседание для проверки обоснованности требований заявителя на 10 октября 2013 года.

Указанное определение на сайте Арбитражного суда Тюменской области размещено 24 сентября 2013 года в 14 часов 35 минут (МСК).

Заявка ООО «Ишимское» на получение субсидии датирована 23 сентября 2013 года, поступила в Департамент АПК 24 сентября 2013 года (л.д.6).

С учетом времени размещения определения о возбуждении производства по делу № А70-10063/2013 о несостоятельности (банкротстве) ответчика 24.09.2013, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент оформления заявки ответчик не знал и не мог знать, что в отношении него возбуждено производство по делу о банкротстве.

С данным выводом суда первой инстанции истец в жалобе не соглашается.

Отклоняя доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что осведомлённость ответчика о факте подачи заявления о признании его банкротом, в отсутствие на момент подачи заявки 23.09.2013 у него сведения о вынесении соответствующего определения, не является достаточным основанием для вывода о том, что при подаче заявки ответчиком сообщены недостоверные сведения.

Как указывалось выше, заявка ООО «Ишимское» на получение субсидии датирована 23 сентября 2013 года.

Таким образом, обратившись с заявкой 23.09.2013, ответчик подтвердил достоверность содержащихся в заявке сведений по состоянию на указанную дату.

То обстоятельство, что с 24.09.2013 сведения об ответчике изменились, как ошибочно полагает истец, не означает, что в заявке от 23.09.2013 указаны недостоверные сведения.

Информации о том, что заявка составлена иной датой (что влекло бы указание в ней сведений не по состоянию на 23.09.2013), а на иную дату, в материалах дела не имеется.

Заявления о фальсификации в порядке статьи 161 АПК РФ сделано не было.

Со своей стороны, мер к установлению достоверности сведений в заявке, зарегистрированной Департаментом АПК 24.09.2013, истец не предпринял.

В пункте 3.7 Положения указано, что представленные получателем субсидии документы для получения субсидии рассматриваются Департаментом АПК  в течение 15 рабочих дней со дня регистрации документов.

В случае запроса информации в порядке, установленном пунктом 3.6 Положения, срок рассмотрения документов и информации составляет 5 рабочих дней со дня поступления от всех органов (пункт 3.8).

В пунктах 3.9, 3.10 Положения указано, что Департамент АПК формирует и утверждает реестр на предоставление средств субсидии в срок не позднее 25 рабочих дней со дня окончания срока, установленного в объявлении для приема документов. В течение 15 рабочих дней со дня утверждения реестра Департамент АПК перечисляет субсидию на расчетный счет получателя субсидии.

Возбуждение в отношении получателя в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в силу пункта 3.12.3 является основанием для отказа в предоставлении

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2014 по делу n А70-13828/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также