Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по делу n А75-4625/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 марта 2009 года

Дело № А75-4625/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 марта 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лотова А.Н.

судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тайченачевым П.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6404/2008) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.11.2008 по делу № А75-4625/2008 (судья Дубинина Т.Н.),

по заявлению Главы администрации города Нягани

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

3-и лица: общество с ограниченной ответственностью «Няганская генерирующая компания», открытое акционерное общество «Няганские энергетические ресурсы»

о признании незаконными и об отмене решения от 25.08.2008, предписания от 25.08.2008 № 83 по делу №01-121/2008

при участии в судебном заседании представителей:

от Главы администрации города Нягани – Иванов М.В. по доверенности от 06.11.2008 № 29 действующей до 31.12.2009;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – не явился (извещено надлежащим образом);

от общества с ограниченной ответственностью «Няганская генерирующая компания» - не явился (извещено надлежащим образом);

от открытого акционерного общества «Няганские энергетические ресурсы» - не явился (извещено надлежащим образом);

установил:

 

решением от 14.11.2008 по делу № А75-4625/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворил требования Главы администрации города Нягани (далее по тексту – Глава администрации), признал недействительными решение от 25.08.2008 в отношении Главы администрации города Нягани и предписание от 25.08.2008 № 83 по делу № 02-121/2008, принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – УФАС по ХМАо-Югре, Управление).

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что постановление Главы администрации города Нягани от 14.05.2008 № 1401 не нарушает требования законодательства, принято в пределах полномочий Главы администрации, не препятствует деятельности общества с ограниченной ответственностью «Няганская генерирующая компания» (далее по тексту – ООО «Няганская генерирующая компания»), не ограничивает его прав.

В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции в связи неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на те же доводы, те же обстоятельства, которые были заявлены Управлением при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и которым суд дал оценку.

Так Управление указывает, что суд первой инстанции при принятии решения не учел, что ООО «Няганская генерирующая компания» является единственным поставщиком услуг по тепло-, водоснабжению в пределах города Нягани, основанием для смены которого послужили уведомления ЗАО «Северрегионгаз» и прокуратуры. При этом администрацией города Нягани не были рассмотрены другие варианты разрешения проблемы, в частности путем предоставления ООО «Няганская генерирующая компания» муниципальной помощи.

Также Управление ссылается на то, что ООО «Няганская генерирующая компания» было направлено письмо о продолжении оказания услуг населению, было принято постановление Главы администрации города Нягани от 12.09.2007 № 1521 «О начале отопительного сезона», которым ООО «Няганская генерирующая компания» указано начать отопительный сезон 2007-2008гг. с 15 сентября 2007 года, постановление Главы администрации города Нягани от 30.05.2008 №1673 об окончании отопительного сезона с 02 июня 2008 года, а Постановление № 1401 предписывает заключить договор аренды муниципального имущества с ОАО «Няганские энергетические ресурсы» в срок до 01.06.2008.

Управление считает, что отмена Постановления Главы администрации не повлечет каких-либо последствий в виде ограничения или отмены оказываемых населению услуг, а поскольку договор поставки газа № 63-5-1435 между ЗАО «Северрегионгаз» и ОАО «Няганские энергетические ресурсы» был заключен только 18.07.2008, то последнее во исполнение Постановления Главы администрации № 1401 не смогли бы оказывать населению услуги с 01.06.2008.

Глава администрации в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Представитель Главы администрации в заседании суда апелляционной инстанции поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении.

Управление и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Главы администрации, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

14.05.2008 Главой администрации города Нягани было принято постановление № 1401 «Об организации услуг теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения для населения и организаций города» (далее по тексту – Постановление № 1401), согласно которому:

- муниципальному учреждению «Комитет городского хозяйства» и юридическому управлению комитета по организации деятельности администрации города Нягани постановлено подготовить и заключить в срок до 01 июня 2008 года соглашение с ОАО «Няганские энергетические ресурсы» об организации в границах муниципального образования города Нягани теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения для населения и организаций города, а также обеспечить организацию и контроль за фактическим предоставлением указанных услуг потребителям города Нягани;

- департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Нягани – заключить в срок до 01 июня 2008 года с ОАО «Няганские энергетические ресурсы» договор аренды муниципального имущества, предназначенного для организации услуг теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения для населения и организаций города и осуществить передачу данного имущества.

ООО «Няганская генерирующая компания», ссылаясь на то, что с 2003 года она осуществляет деятельность по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению города Нягани, и полгая, что Постановление № 1401 нарушает положения статей 14, 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), обратилось в УФАС по ХМАО-Югре с жалобой на данное постановление.

На основании обращения ООО «Няганская генерирующая компания» Управлением был издан приказ от 30.07.2007 № 309 о возбуждении дела по признакам нарушения положений пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

25.08.2008 по итогам рассмотрения дела Управлением было принято решение о признании постановления Главы администрации города Нягани от 14.05.2008 № 1401 «Об организации услуг теплоснабжения холодного и горячего водоснабжении, водоотведения для населения и организаций города» нарушающим пункт 2 части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции (необоснованное препятствование осуществлению деятельности ООО «Няганская генерирующая компания»), а также нарушающим пункт 3 части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции (ограничение прав ООО «Няганская генерирующая компания» на оказание услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).

На основании данного решения Управлением в отношении Главы администрации города Нягань 25.08.2008 было выдано предписание № 83: о прекращении в срок до 26.09.2008 нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Няганская генерирующая компания»; о прекращении в срок до 26.09.2008 нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ограничении прав ООО «Няганская генерирующая компания» на оказание услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; об отмене постановления от 14.05.2008 № 1401 в срок до 19.09.2008.

Глава администрации, полагая, что решение Управления от 25.08.2008 в отношении Главы администрации города Нягань и предписание Управления от 25.08.2008 № 83 по делу № 02-121/2008 – не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с требованием о признании их незаконными.

Решением суда первой инстанции требования Главы администрации удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Управлением в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15); установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3 части 1 статьи 15).

Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом – отнесены к вопросам местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» городская администрация осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения; принимает меры по обеспечению населения топливом.

Организация бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивой работы объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения предполагает определение лица, ответственного за оказание услуг, осуществление контроля за их оказанием, а также наделение уполномоченного лица имуществом, предназначенным для организации указанных услуг.

Часть 8 статьи 45 Устава города Нягани к полномочиям администрации в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения относит организацию в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжение, населения топливом.

На основании изложенных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление №1401 Главой администрации принято в пределах его полномочий.

В соответствии со статьей 41 Устава города Нягани администрация осуществляет эффективное управление муниципальным имуществом города.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать его, передавать право владения, пользования, распоряжения имуществом другим лицам, распоряжаться иным способом.

Соответственно, глава администрации вправе передавать в соответствии с вышеназванными нормами права и нормами гражданского законодательства, регулирующими гражданско-правовые отношения по аренде имущества, муниципальное имущество в аренду.

При этом нахождение муниципального имущества в фактическом пользовании другого лица без законных оснований не является препятствием для реализации администрацией права по распоряжению муниципальным имуществом, как не является распоряжение администрацией муниципальным имуществом нарушением прав этого лица, использующего без законных оснований муниципальное имущество.

В данном случае, как следует из материалов дела, муниципальное имущество находилось в пользовании ООО «Няганская генерирующая компания» без законных оснований, что подтверждается решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.07.2008 по делу № А-75-2189/2008, которым муниципальное имущество истребовано у ООО «Няганская генерирующая компания».

Таким образом, распоряжение администрацией муниципальным имуществом, истребованным из незаконного владения ООО «Няганская генерирующая компания», путем передачи имущества в аренду ОАО «Няганские энергетические ресурсы», не может нарушать права ООО «Няганская генерирующая компания» - лица использующего данное имущество без законных оснований и препятствовать его деятельности по оказанию услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

С учетом изложенного, постановление Главы администрации № 1401 не нарушает изложенных выше требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Ссылка Управления на то, что ООО «Няганская генерирующая компания» было направлено письмо о продолжении оказания услуг населению, Главой администрации города Нягани было принято постановление

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по делу n А46-21069/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также