Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2014 по делу n А70-13318/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 09 июня 2014 года Дело № А70-13318/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кудриной Е.Н., судей Рожкова Д.Г., Шаровой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепёхиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2956/2014) Управления Федерального казначейства по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13 февраля 2014 года по делу № А70-13318/2013 (судья Лазарев В.В.) по иску индивидуального предпринимателя Москалева Юрия Сергеевича (ОГРНИП 304720302200191, ИНН 720300376486) к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Департаменту финансов Тюменской области (ОГРН 1057200722677, ИНН 7202137681) о взыскании убытков, при участии в судебном заседании представителей: от Министерства финансов Российской Федерации - представитель Горбей А.И. по доверенности № 72АА0174800 от 22.08.2013 сроком действия по 27.12.2015, от индивидуального предпринимателя Москалева Юрия Сергеевича - представитель Костырев А.А. по доверенности № 72АА0710124 от 14.11.2013 сроком действия 3 года, от департамента финансов Тюменской области - представитель не явился, установил: индивидуальный предприниматель Москалев Юрий Сергеевич (далее - ИП Москалев Ю.С., истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в размере 1 361 603 руб. 37 коп., с Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области за счёт казны Тюменской области в размере 47 502 руб. 63 коп. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13 февраля 2014 года по делу № А70-13318/2013 иск удовлетворен. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу ИП Москалева Ю.С. взыскано 1 361 603 руб. 37 коп. убытков, 13 797 руб. 15 коп. расходов по уплате государственной пошлины. С Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области за счёт казны Тюменской области в пользу ИП Москалева Ю.С. взыскано 47 502 руб. 63 коп. убытков, 1900 руб. 10 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Возражая против принятого судом решения, Министерство финансов РФ в апелляционной жалобе просит его отменить в части взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом ответчик указывает, что изменен порядок предоставления льгот в Российской Федерации, отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан, договорами льготы или преимущества не установлены. Кроме того, Минфин России считает, что источником финансирования взыскиваемых расходов истца, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, включенных в графу «Ветераны» и «бывшие федеральные льготники», с 01.05.2005 является казна Тюменской области. По мнению ответчика, истцом также не доказано наличие условий, содержащихся в диспозиции норм статей 16, 1069 ГК РФ, для привлечения государства за действия государственных органов к ответственности. Субвенции из федерального бюджета были перечислены субъектам Российской Федерации и израсходованы ими в порядке и формах, предусмотренных бюджетным законодательством. Расчет, произведенный истцом, неправилен, поскольку не соответствует нормам Положения о возмещении расходов на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 05.07.2005 №95-п (прописан порядок компенсации), постановления Администрации города Тюмени от 29.08.2008 №117-пк «Об утверждении порядка представления субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам на городском транспорте общего пользования (кроме маршрутных и легковых такси)». ИП Москалев Ю.С. в письменном отзыве на апелляционную жалобу отклоняет вышеизложенные доводы и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Департамент финансов Тюменской области отзыв на апелляционную жалобу не представил. Тюменская область в лице Департамента финансов Тюменской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в него не обеспечила. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в её отсутствие. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать. Не возражает против проверки судебного акта только в обжалуемой части. С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части – о взыскании денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв истца на неё, выслушав явившегося представителя истца, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части и считает его в данной части подлежащим оставлению без изменения. Судом первой инстанции полно и правильно установлены, и ответчиком в апелляционной жалобе не оспариваются, фактические обстоятельства осуществления ИП Москалевым Ю.С. в 2010 году на основании свидетельства серии 72 № 001296315 от 22.01.2004 и лицензии № АСС-72-430944 от 24.04.2004 регулярных перевозок пассажиров по муниципальному автобусному маршруту № 54 автобусами «Мерседес», регистрационный знак АЕ 056 72 и «Даймлер», регистрационный знак М 056 СТ 72. К выполнению регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам города Тюмени ИП Москалев Ю.С. привлечен ОАО «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» на основании договора № 75 от 24.07.2008. Муниципальный статус маршрутов № 54 подтвержден письмами МУ ПГТ «Тюменьгортранс» от 23.09.2011 № 1138 и от 24.03.2011 № 364 (л.д.56-60). МУ ПГТ «Тюменьгортранс» в соответствии с пунктом 1 распоряжения Администрации города Тюмени от 23.07.2007 имеет право на осуществление полномочий службы сопровождения пассажирских перевозок. Согласно подпункту 4 пункта 18 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории города Тюмени служба сопровождения пассажирских перевозок функционирует, в том числе для получения объективной и независимой информации об объемах фактически выполненной работы. МУ ПГТ «Тюменьгортранс» на основании договора возмездного оказания услуг № 720 от 29.08.2009 оказывало истцу в 2010 году услуги по обеспечению диспетчерского сопровождения пассажирского транспорта и осуществления учета транспортной работы (л.д.64-65). Муниципальным образованием городской округ город Тюмень учреждено ОАО «Тюменская транспортная система» (далее - ОАО «ТТС»). Согласно пункту 3.3 Устава ОАО «ТТС» осуществляет следующие основные виды деятельности: организация транспортных услуг, организация перевозок грузов, организация работ по внедрению и использованию автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования, организация системы платежей за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (биллинг), оснащение терминалами пассажирского транспорта общего пользования, ежедневный сбор данных о пассажиропотоках на маршрутах, количестве перевезенных пассажиров, в том числе льготных, с дифференцированием по конкретным категориям льгот (л.д.70-84). По утверждению истца, расходы ИП Москалева Ю.С., связанные с предоставлением услуг по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования гражданам, отнесенным к муниципальным льготным категориям, были возмещены из бюджета города Тюмени. Считая, что истцом понесены расходы, связанные с установлением льгот по провозной плате за перевозку федеральных и региональных льготных категорий пассажиров на автомобильном транспорте, которые Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет бюджета Российской Федерации и Тюменской областью в лице Департамента финансов Тюменской области за счет бюджета Тюменской области, ИП Москалеву Ю.С. не были компенсированы, он обратился в суд с настоящим иском. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 15, 16, 1064 и 1069 ГК РФ, суд первой инстанции правильно установил факты нарушения ответчиком – Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ возложенных на неё обязанностей (компенсация затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан), наличие причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков (1 361 603 руб. 37 коп.), и принял законное, обоснованное решение, которое отмене или изменению не подлежит. Ссылки Минфина России на то, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) с 31.12.2004 изменился порядок реализации льгот и выплат, отменены льготы по проезду отдельных категорий граждан, и в силу пункта в) статьи 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» финансирование затрат, связанных с установлением льгот по провозной плате за перевозку федеральных и региональных льготных категорий, включенных в графу «Ветераны», пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, осуществляется за счет казны Тюменской области, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм права. Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Согласно подпункту ж) пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (пункт 54 таблицы 38 приложения 19) и Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» утверждены субвенции бюджетам субъектов РФ на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ и субъектов РФ. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) ветераны ВОВ, ветераны боевых действий, родитель, супруг (а) погибшего (умершего) инвалида ВОВ, участника ВОВ, ветерана боевых действий имеют право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 10 настоящего Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) определено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов; оплату проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских). Право бесплатного проезда льготным категориям пассажиров предоставлено Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2014 по делу n А46-493/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|