Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу n А70-10263/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 июня 2014 года

                                                      Дело № А70-10263/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  06 июня 2014 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веревкина А.В.,

судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кундос Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3630/2014) Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14 февраля 2014 года по делу № А70-10263/2013 (судья Глотов Н.Б.), принятое по иску Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ОГРН 1037701021841; ИНН 7701330105; место нахождения: г. Москва, Костомаровский переулок, 2) к открытому акционерному обществу «РН Холдинг» (ОГРН 1047200153770; ИНН 7225004092; место нахождения: Тюменская область, с. Уват, ул. Октябрьская, 60) при участии в деле в качестве третьих лиц: открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), закрытого акционерного общества «ТНК Юг Менеджмент» (ОГРН 1056167100857; ИНН 6167083333), о взыскании 111 406 руб. 93 коп.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – ФГП «ВО ЖДТ России», предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу «РН Холдинг» (далее – ОАО «РН Холдинг», ответчик) о взыскании 111 406 руб. 93 коп.

К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), закрытое акционерное общество «ТНК-ЮГ Менеджмент».

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2014 по делу № А70-10263/2013 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО «РН Холдинг» в пользу ФГП «ВО ЖДТ России» взыскано 64 192 руб. долга, 6 369 руб. 72 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 2 748 руб. 61 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, ФГП «ВО ЖДТ России» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что отсутствие пояснений представителя ОАО «РЖД» относительно причин простоя поезда № 2072 на станции Батайск в период с 25.02.2012 по 08.03.2012 и не предоставление актов общей формы не является основанием для отказа в удовлетворении требований истца за указанный период. Ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание содержание пункта 5.2 договора, согласно которому охрана несет ответственность с момента приема груза до момента его сдачи и независимо от того, где произойдет простой вагонов, на станции отправления, станции назначения или в пути следования груз подлежит охране до момента сдачи грузополучателю, что в системном толковании с пунктами 1.16 договора означает, что дополнительная (сверхнормативная) охрана должна быть оплачена в полном объеме.

ОАО «РН Холдинг» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От сторон поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Данные ходатайства удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.12.2011 ФГП «ВО ЖДТ России» (охрана) и ОАО «РН Холдинг» (заказчик) заключен договор № ТВХ-0854/11/УВО-3027 (далее – договор), по условиям которого охрана обязалась оказать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а заказчик обязался принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором (том 1 л. 25-33).

Прием (выдача) грузов в вагонах, контейнерах (далее – прием (выдача) грузов) от заказчика (уполномоченного лица заказчика, перевозчика) охране и от охраны заказчику (уполномоченному лицу заказчика, перевозчику) осуществляется в соответствии с порядком передачи грузов в вагонах, контейнерах между заказчиком и охраной (Приложение № 2 к договору).  В случаях, не предусмотренных Приложением № 2 к договору, прием (выдача) грузов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2.3 договора на отношения сторон, возникающие при оказании возмездных услуг, распространяются нормы, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ, Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении, положением о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540, и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3.2.6 договора заказчик обязан производить оплату услуг по сопровождению и охране грузов и сверхнормативной охране грузов в соответствии с разделом 4 договора.

На основании пункта 3.5.3 охране предоставлено право выставлять заказчику счета, счет-фактуру, акт сдачи-приемки оказанных услуг по сверхнормативной охране грузов через структурное подразделение охраны в порядке, предусмотренном в пункте 4.6. договора. 

В соответствии с пунктом 4.1.1 договора расчёт стоимости услуг по сменному сопровождению и охране грузов по территории Российской Федерации, производится по ставкам сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах, установленными охраной и действующим на дату предъявления к перевозке.

Ставки сбора и порядок их применения устанавливаются приказом охраны и объявляются на сайте охраны www.zdohrana.ru в разделе «услуги» не менее, чем за тридцать календарных дней до их введения в действие.

Во исполнение условий договора на станции  Марцево (СКж.д.) ФГП «ВО ЖДТ России» приняты под охрану 4 цистерны с номенклатурным грузом – бензин специальный, прочный (цистерны №№ 75079822, 72872526, 73739229, 74955766) для отправки в адрес грузополучателя ООО «Новороснефтесервис», станция назначения Новороссийск СК ж.д. (из них две цистерны приняты 23.02.2012 и две – 25.02.2012).

Перевозка указанных цистерн оформлена дорожными ведомостями №№ 48162929, 48224372, 48224547 (том 1 л. 44-52).

В пути следования по Северо-Кавказской железной дороге вышеуказанные цистерны в составе поезда № 2072 на основании распоряжения от 08.03.2012 № 328 (том 1 л. 62) в период с 09.03.2012 по 22.03.2012 простаивали на станционных путях.

В силу пункта 1.16 договора под сверхнормативной охраной понимается время, исчисляемое с 00.00 часов суток, следующих за днем истечения первоначального нормативного срока доставки грузов, до момента выдачи грузов грузополучателю либо перевозчику по акту приема (выдачи) грузов;  памятке приемосдатчика формы ГУ-45; приемо-сдаточному акту формы КЭУ-5.

Оказание услуг по сверхнормативной охране грузов подтверждается копиями транспортной железнодорожной накладной, актом общей формы ГУ-23; актом приема (выдачи) грузов; памяткой приемосдатчика формы ГУ-45; приемо-сдаточным актом формы КЭУ-5; другими документами, подтверждающими продолжительность оказания услуг по сверхнормативной охране (пункт 1.17 договора).

Согласно справке ОАО «РЖД» от 18.10.2012 № ОКН-5/483 первоначальный срок доставки цистерн рассчитан до 26.02.2012 и 27.02.2012 (том 1 л. 53).

В связи с наличием обстоятельств, указывающих на сверхнормативный срок доставки груза, ФГП «ВО ЖДТ России» рассчитана плата по сверхнормативной охране (том 1 л. 43) в общем размере 103 839 руб. 62 коп. за периоды с 26.02.2012 по 25.03.2012 и с 27.02.2012 по 25.03.2012.

Оказание истцом услуг по сверхнормативной охране цистерн и отказ ответчика оплатить эти услуги послужили основанием обращения предприятия в суд с настоящим иском.

Правильно квалифицировав возникшие между сторонами договорные отношения, суд первой инстанции обоснованно мотивировал обжалуемый судебный акт ссылками на часть 1 статьи 779 и часть 1 статьи 781 ГК РФ, согласно которым по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

В силу части 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта уполномочен на утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел перечня грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 38 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и Перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны» утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (приложение № 1 к приказу, далее правила перевозки грузов) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (приложение № 3 к приказу), к числу которых отнесена спорная продукция (бензин).

При перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение должно осуществляться на всем пути следования, от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю, что следует из пункта 4 правил перевозки грузов.

Пунктом 5.2 договора на предприятие (охрану) возложена ответственность за сохранность вагонов, контейнеров с грузами с момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов при их приеме от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов и/или памяток приемо-сдатчика при их выдаче заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.

Применение дополнительного сбора за сверхнормативную охрану грузов, при перевозке железнодорожным транспортом (станциях отправления, промежуточных станциях, станциях назначения, пограничных передаточных станциях и припортовых станциях) согласовано контрагентами в разделе 4 договора. Сведений об оспаривании в установленном законом порядке соответствующего условия договора либо наличия между сторонами иных договоренностей по нему (согласованный протокол разногласий, дополнительное соглашение о внесении изменений в договор и т.д.) не имеется.

В силу пункта 4.6.1 договора основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов, оформленного актом общей формы.

Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее – Правила № 45).

Согласно пункту 3.1 Правил № 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования; факт задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения, удостоверяются актами общей формы.

Пунктом 3.4 Правил № 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил № 45).

В материалы дела в подтверждение сверхнормативной охраны цистерн представлены акты общей формы от 09.03.2012 № 3/333 и от 22.03.2012 № 3/402 (том 1 л. 56-59).

В соответствии

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу n А75-531/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также