Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу n А75-8479/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 06 июня 2014 года Дело № А75-8479/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П., судей Грязниковой А.С., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3793/2014) открытого акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» (далее – ОАО «РН-Няганьнефтегаз», Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.02.2014 по делу № А75-8479/2013 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Общества (ОГРН 1028601496725, ИНН 8610010727) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, заинтересованное лицо) о признании недействительным ненормативного правового акта, судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил: открытое акционерное общество «ТНК-Нягань» (далее – ОАО «ТНК-Нягань») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в лице Октябрьского отдела о признании незаконным предписания от 17.06.2013 № 07-104/2013, которым Обществу предписано устранить в срок до 28.06.2013 загрязнение территории Няганского участкового лесничества Няганского урочища в квартале 161 выделе 23 горючими веществами (нефтью), произвести сбор горючих веществ (нефти) до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, и освободить в срок до 28.06.2013 от горючих веществ (нефти) территорию Няганского участкового лесничества Няганского урочища квартала 161 выдела 23, прилегающего территорию кустовой площадки № 163 Талинского лицензионного участка ОАО «ТНК-Нягань». Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.11.2013 ОАО «ТНК-Нягань» в порядке процессуального правопреемства заменено на ОАО «РН-Няганьнефтегаз». Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.02.2014 в удовлетворении требования Общества отказано. В качестве правового обоснования принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт загрязнения участка лесного фонда, указанного в оспариваемом предписании, горючими веществами, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, поэтому Служба обоснованно выдала обществу в период пожароопасного сезона предписание об освобождении лесного участка от горючих веществ. Суд первой инстанции также указал, что отсутствие в оспариваемом предписании ссылки на пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах, не является основанием для признания такого ненормативного правового акта недействительным, а также отметил, что срок исполнения предписания, установленный в нем, является достаточным, поскольку таким предписанием на Общество возложена обязанность освободить участок лесного фонда от горючих материалов в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в пожароопасный период. В апелляционной жалобе Общество просит решение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.02.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт. При этом податель апелляционной жалобы указывает на то, что обнаруженное в настоящем случае загрязнение земельного участка было допущено в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, поэтому работы по его ликвидации должны осуществляться в порядке и сроки, устанавливаемые проектами (программами) рекультивации земель, один из вариантов которых подготовлен Обществом и согласован с Департаментом экологии ХМАО-Югры и Департаментом по недропользованию ХМАО-Югры. Общество настаивает на том, что работы, предусмотренные таким проектом, выполняются им своевременно, поэтому выдача ему предписания об устранении загрязнений является незаконной. Кроме того, обосновывая требования апелляционной жалобы, ОАО «РН-Няганьнефтегаз» ссылается на то, что заинтересованным лицом не доказан факт загрязнения лесного участка горючими веществами, поскольку нефтесодержащая жидкость, обнаруженная при обследовании такого участка, по составу не совпадает с составом нефти и не является горючим веществом, а также на то, что обнаруженное на участке вещество создает пожароопасную ситуацию. По мнению заявителя, оспариваемое предписание является незаконным также в связи с тем, что Общество не нарушало требования Правил пожарной безопасности в лесах и не осуществляло геологическое изучение недр на соответствующем участке. Служба в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с доводами такой жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Согласно утвержденному плану-графику на июнь 2013 года на основании распоряжения № 163 от 07.06.2013 (т.2 л.д.40) государственным инспектором Службы проведено рейдовое патрулирование на предмет соблюдения природоохранного законодательства на землях лесного фонда Октябрьского района. 11.06.2013 при обследовании участка в квартале 161 выделах 23, 28 Няганского урочища Няганского участкового лесничества в 15 метрах с южной стороны от кустовой площадки № 163 Талинского лицензионного участка ОАО «ТНК-Нягань» обнаружен разлив нефтесодержащей эмульсии на площади 0,16 га. Установлено, что прилегающая территория лесного фонда имеет углубление на рельефе почвы, которая заполнена нефтесодержащей эмульсией и водой, имеет стойкий запах нефтепродуктов. Толщина слоя нефтяной пленки на водной поверхности – 1 см, объем нефтесодержащей жидкости составляет 16 куб.м. Рядом с емкостью завезен свежий песок в объеме 80 куб.м. По результатам обследования составлен акт рейдового патрулирования от 11.06.2013 № 07-143/2013 (т.2 л.д.35-36), а также фототаблицы, приложенные к названному акту (т.2 л.д.37-39). В связи с выявлением указанных нарушений Службой в отношении ОАО «ТНК-Нягань» составлен протокол об административном правонарушении от 26.06.2013 № 07-104/2013 (т.2 л.д.19-21), по результатам рассмотрения которого вынесено постановление № 07-104/2013 от 10.07.2013 о привлечении ОАО «ТНК-Нягань» к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в виде штрафа в размере 30 000 руб. (т.2 л.д.8-10). Кроме того, по результатам проведенных проверочных мероприятий 17.06.2013 ОАО «ТНК-Нягань» выдано предписание об устранении нарушений пожарной безопасности в лесах № 07-104/2013, которым Обществу предписано устранить в срок до 28.06.2013 загрязнение территории Няганского участкового лесничества Няганского урочища в квартале 161 выделе 23 горючими веществами (нефтью), произвести сбор горючих веществ (нефти) до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, и освободить в срок до 28.06.2013 от горючих веществ (нефти) территорию Няганского участкового лесничества Няганского урочища квартала 161 выдела 23, прилегающего территорию кустовой площадки № 163 Талинского лицензионного участка ОАО «ТНК-Нягань» (т.1 л.д.30). Полагая, что данное предписание не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с соответствующим заявлением. 24.02.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Обществом оспаривается законность предписания от 17.06.2013 № 07-104/2013, которым на заявителя возложена обязанность устранить загрязнение территории Няганского участкового лесничества Няганского урочища в квартале 161 выделе 23 горючими веществами (нефтью), и освободить от горючих веществ (нефти) территорию Няганского участкового лесничества Няганского урочища квартала 161 выдела 23, прилегающего территорию кустовой площадки № 163 Талинского лицензионного участка ОАО «ТНК-Нягань» (правопредшественника ОАО «РН-Няганьнефтегаз»). В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами) от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Согласно пункту 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. В силу положений статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила пожарной безопасности), которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Согласно подпункту «а» пункта 33 Правил пожарной безопасности при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии. Как следует из приказа Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.05.2013 № 220-П «Об открытии пожароопасного сезона 2013 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», пожароопасный сезон на территории ХМАО-Югры открыт с 08.05.2013. В то же время, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 11.06.2013, то есть в период пожароопасного сезона, должностными лицами Службы в ходе проведения рейдового патрулирования лесных участков, расположенных на территории субъекта, выявлен факт разлива нефти и нефтепродуктов на лесном участке в квартале 161 выделе 23 (район кустовой площадки № 163 Талинского лицензионного участка) Няганского участкового лесничества Няганского урочища. Указанное обстоятельство подтверждается актом рейдового патрулирования от 11.06.2013 (т.2 л.д.35-36) и фотоматериалами (т.2 л.д.37-39). Более того, указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу постановлением № 07-104/2013 от 10.07.2013 о привлечении ОАО «ТНК-Нягань» к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (т.2 л.д.8-10) и документами, представленными в материалы дела заявителем, а именно Консолидированным реестром нефтезагрязненных земель за № 09/тс/448/04-з (т.1 л.д.37-39) и перечнем объектов для проведения предпроектного обследования в 2013 году (т.1 л.д.41-42). При этом довод подателя апелляционной жалобы о том, что Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу n А46-15426/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|