Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу n А70-12593/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 23 мая 2014 года Дело № А70-12593/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грязниковой А.С., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ненащевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1986/2014) общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Авто-Союз» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.01.2014 по делу № А70-12593/2013 (судья Авдеева Я.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568624, ИНН 7202074495) к обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Авто-Союз» (ОГРН 1127232044830, ИНН 7202237894), третье лицо: Муниципальное казенное учреждение «Тюменьгортранс», о взыскании 82 200 руб., при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Авто-Союз» - представитель Костырев А.А. по доверенности № от 07.02.2014 сроком действия 3 года, от Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, Муниципального казенного учреждения «Тюменьгортранс» - представители не явились, установил: департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее по тексту – департамент дорожной инфраструктуры и транспорта, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Авто-Союз» (далее по тексту – ООО «АТП «Авто-Союз», ответчик) о взыскании 82 200 руб. неустойки за нарушение условий договора на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени № 23/2013-рп от 05.03.2013. Исковые требования со ссылками на статьи 12, 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) мотивированы нарушением ответчиком обязательств по договору № 23/2013-рп от 05.03.2013, предусмотренных пунктом 2.1 договора (осуществление регулярных перевозок, рассмотрение жалоб и предложений, поступивших от граждан и организация, принятие необходимых мер по ним). Определением суда от 25.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение «Тюменьгортранс» (далее по тексту - МКУ «Тюменьгортранс», третье лицо). Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.01.2014 по делу № А70-12593/2013 исковые требования удовлетворены. С ООО «АТП «Авто-Союз» в пользу департамента дорожной инфраструктуры и транспорта взыскано 82 200 руб. штрафной неустойки за нарушение условий договора. С ООО «АТП «Авто-Союз» в доход федерального бюджета взыскано 3 288 руб. государственной пошлины. Возражая против принятого судом решения, ООО «АТП «Авто-Союз» в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом ответчик указывает, что между сторонами по делу сложились не гражданско-правовые отношения, а публично-правовые отношения, к которым в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению нормы гражданского законодательства, в том числе о неустойке. Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта и МКУ «Тюменьгортранс», извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в него не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в их отсутствие. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «АТП «Авто-Союз» поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, выслушав явившегося представителя ответчика, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения. Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта (организатор), МКУ «Тюменьгортранс» (служба сопровождения пассажирских перевозок) и ООО «АТП «Авто-Союз» (перевозчик) заключен договор от 05.03.2013 № 23/2013-рп на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени (т. 1 л.д. 12-21), действующий с момента подписания и до окончания осуществления регулярных перевозок, но не далее даты указанной в пункте 1.7 договора (с 11.03.2013 по 10.03.2013). Согласно пункту 1.2 предметом договора является организация и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени (далее – регулярные перевозки) в соответствии с приложением 1 к договору (техническим заданием). В соответствии с пунктом 2.1 договора перевозчик взял на себя обязательства организации, порядку и обеспечению регулярных перевозок, в том числе соблюдение технического задания, графиков движения, рассмотрение жалоб и предложений, поступивших перевозчику, организатору или Службе сопровождения пассажирских перевозок от граждан и организаций, принятие необходимых мер по поступившим жалобам и предложениям. Пунктом 8.1 договора предусмотрена ответственность сторон за неисполнение и\либо ненадлежащее исполнение условий договора в соответствии с действующим законодательством и условиями договора. Как следует из пункта 8.2 договора обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности перевозчика, удостоверяются по результатам: выездной проверки – актом выездной проверки по форме (приложение 14 к договору); учета и анализа данных Автоматизированной системы диспетчеризации – актом приема работ по форме (приложение 12 к договору); линейного контроля – актом-рапортом по форме (приложение 11 к договору). В пункте 8.3 договора закреплено право перевозчика в течение 10 дней с момента получения документов, указанных в пункте 8.2 договора, направить организатору письменное мотивированное возражение. Согласно пункту 8.4 договора, если перевозчик в срок, указанный в пункте 8.3 договора, не направит организатору мотивированное возражение, то нарушение, удостоверенное документами, указанными в пункте 8.2 договора, читается признанным. Из пункта 8.5 договора следует, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения перевозчиком обязательств по договору организатор направляет перевозчику письменное уведомление (претензию), в котором излагает факты, составляющие основу нарушения, подтверждая их копиями документов, указанных в пункте 8.2 договора и устанавливает сроки нарушений. Срок рассмотрения претензии – 10 дней. В соответствии с пунктом 8.6 договора перевозчик обязан уплатить неустойку в размере от 50 до 1 000 000 рублей за каждое из нарушений, указанных в приложении 15 к договору. Перевозчик обязан уплатить неустойку в течение 30 дней с даты получения уведомления (претензии). Сопроводительным письмом № 60-08-582/3 МКУ «Тюменьгортранс» в адрес ответчика направлен акт приема работ, выполненных по договору от 05.03.2013 № 23/2013-рп за период с 01.04.2013 по 30.04.2013, полученный им 07.05.2013, согласно которому перевозчик - ООО «АТП «Авто-Союз» не выполнил ни одного рейса по маршруту № 16 из планированных 4 362 рейсов, ни одного рейса по маршруту № 47 из запланированных 3 834 рейсов (т.1 л.д. 98, 101). При этом в марте 2013 года в нарушение пункта 2.1 договора, пункта 3.4 приложения № 2 к договору от 05.03.2013 № 23/2013-рп ответчик с нарушением установленного срока рассмотрел 44 обращения, поступивших на телефон справочной информационной службы по вопросу работы городского пассажирского транспорта (т. 1 л.д. 90-97). Об этих обстоятельствах МКУ «Тюменьгортранс» сообщило департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта в письме от 21.05.2013 № 60-08-582/3. На основании указанного и в соответствии с Приложением № 15 к договору от 05.03.2013 № 23/2013-рп истец начислил ответчику неустойку за нарушения, выявленные в марте 2013 года, в сумме 82 200 руб. В адрес ответчика была направлена претензия от 30.05.2013г. № 45-08-2244/3 с требованием в течение 30 дней с момента ее получения уплатить штрафные санкции за нарушение обязательств в сумме 82 200 руб. (т. 1 л.д. 8-10). Несмотря на то, что претензия была получена ответчиком, он в добровольном порядке указанные суммы не оплатил, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд. В апелляционной жалобе ответчик не оспаривая указанные обстоятельства, ссылается на то, что между департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта и ООО «АТП «Авто-Союз» сложились публично-правовые отношения, в связи с чем положения о неустойке не подлежат применению. Действительно, согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Между тем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для вывода о том, что заключенный между сторонами договор на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени не имеет гражданско-правовой природы, а отношения сторон по этому договору являются публичными. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. В соответствии со статьей 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ). Согласно положению о департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени, утвержденному распоряжением Главы администрации города Тюмени от 14.04.2008 №98-рг, департамент является отраслевым органом администрации города Тюмени и создан в целях решения вопросов дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания. Таким образом, департамент дорожной инфраструктуры и транспорта в пределах своей компетенции выступает от имени муниципального образования город Тюмень. Во исполнение функций по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа город Тюмень департамент дорожной инфраструктуры и транспорта заключает в установленном порядке с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями договоры на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени (пункт 3.4.9 Положения о департаменте). Однако, факт отнесения организации транспортного обслуживания к вопросам местного самоуправления не свидетельствует однозначно о том, что реализация соответствующих полномочий органа местного самоуправления всегда происходит в рамках административного права. Очевидно также, что «организация транспортного обслуживания» - понятие более широкое, чем «организация пассажирских перевозок». Участие органов местного самоуправления в организации регулярных пассажирских перевозок обусловлено тем, что подобная деятельность совершается в интересах широкого круга лиц и имеет социальный характер, поскольку вся деятельность государства направлена на удовлетворение потребностей и интересов общества. Однако это не означает, что в качестве средства правового регулирования возникающих при этом отношений не может использоваться гражданско-правовой договор. Согласно пункту 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Главным отличием гражданско-правовых отношений от публичных (административно-правовых) отношений является равенство участников, которые не находятся в отношениях власти-подчинения. Правовая природа публичных правоотношений строится на началах субординации, когда одна сторона подчинена другой. В соответствии с пунктом 1.2 договора его предметом является организация и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени в соответствии с приложением № 1 к договору (Техническое задание). По данному договору перевозчик (ООО «АТП «Авто-Союз») обязуется регулярно, в соответствии с установленным расписанием, подавать исправные транспортные средства под посадку (высадку) пассажиров и осуществлять перевозки пассажиров на определенном договором маршруте, а организатор перевозок (Департамент) обязуется обеспечить условия регулярных перевозок, включая утверждение муниципальной маршрутной сети, изменение схемы муниципальных маршрутов и параметров транспортного обслуживания по ним, утверждение графиков движения транспортных средств, учет поездок отдельных категорий граждан, которым законодательством предоставлены льготы по оплате проезда. Анализ условий договора свидетельствует Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу n А81-3801/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|