Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу n А75-10231/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 мая 2014 года

                                               Дело №   А75-10231/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  15 мая 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 мая 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2483/2014) общества с ограниченной ответственностью «ДАР-М» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.02.2014 по делу № А75-10231/2013 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДАР-М» к Филиалу № 2 Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии в деле в качестве заинтересованного лица Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «ДАР-М» (далее – заявитель, Общество, ООО «ДАР-М») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Филиалу № 2 Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Филиал № 2, Фонд, Учреждение) о признании незаконным решения от 24.05.2013 № 1283.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.02.2014 по делу № А75-10231/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что у Фонда не имелось оснований для непринятия расходов к зачету или для отказа в возмещении средств. Обществом были соблюдены все условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, а именно: наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений, наступление страхового случая, подтвержденное листком нетрудоспособности, правильность произведенных расчетов пособия и факт выплаты пособия застрахованному лицу. Наличие или отсутствие экономической и производственной необходимости введения должности юриста является усмотрением заявителя и решается им самостоятельно. Утверждает, что со стороны Общества нет злоупотребления правом, нарушений законодательства при трудоустройстве женщины и выплате в последующем причитающегося ей пособия.

Оспаривая доводы подателя жалобы, Фонд представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО «ДАР-М» 08.09.2010 года обратилось в Филиал № 2 регионального отделения ФСС с заявлением о выплате страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 16 483 рублей 28 копеек, в том числе на пособие при рождении ребенка в сумме 16 483 рублей 28 копеек.

Ответчик осуществил проверку правильности расходов на выплату страхового обеспечения и решением от 30.12.2010 № 1 отказал в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 16 483 рублей 28 копеек (т. 1 л. д. 24).

22.04.2011 ООО «ДАР-М» направило ответчику заявление и документы о выплате страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 212 616 рублей 19 копеек, в том числе на пособие по беременности и родам - 154 560 рублей, пособие при рождении ребенка в сумме 15 938 рублей 08 копеек, пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности в сумме 618 рублей 12 копеек, пособие по уходу за 1-ым ребенком до 1,5 лет в сумме 41 499 рублей 99 копеек (т. 1 л. д. 28).

Решением от 25.04.2011 № 944 ответчик отказал в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Свой отказ Филиал № 2 мотивировал тем, что руководителем ООО «ДАР-М» создана искусственная ситуация для получения средств из фонда социального страхования в пользу своей супруги, что является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении расходов (т. 1 л. д. 29-30).

Указанное решение Обществом не оспорено.

15.04.2013 ООО «ДАР-М» вновь обратилось в Филиал № 2 с заявлением о выплате страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 379 171 рублей 32 копейки на Косову Л. А., в том числе на пособие по беременности и родам - 154 560 рублей, пособие при рождении ребенка в сумме 16 483 рублей 28 копеек, пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности в сумме 618 рублей 12 копеек, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 207 509 рублей 92 копейки (т. 1 л. д. 14).

Филиалом проведена камеральная проверка Общества, по результатам которой составлен акт от 19.04.2013 № 528051.

В результате проверки Филиалом № 2 установлено создание Обществом искусственной ситуации для получения средств из фонда социального страхования в пользу Косовой Л.А., что послужило основанием для вынесения решения об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 24.05.2013 № 1283 (т. 1 л. д. 12).

Не согласившись с данным решением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

04.02.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон №165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В силу статьи 22 Закона №165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 1 Закона №165-ФЗ).

Как следует из части 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Закон №255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (статья 5 часть 2 Закона №255-ФЗ).

Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона №255-ФЗ.

Согласно данной норме пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

Как следует из пунктов 1, 5 статьи 13 Закона №255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №255-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Закона №255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Закона №255-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона №165-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Таким образом, за счет средств фонда социального страхования осуществляется оплата пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства, пособия, выплаченные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании (не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов), к расходам фонда могут быть не приняты.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

 Судом первой инстанции установлено, что во исполнение требований части 4 статьи 4.6 Закона №255-ФЗ специалистами фонда была проведена камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию при обращении за выделением средств страхователя с истребованием документов.

Обществом представлены документы, указанные в акте проверки, в том числе заявление на выплату пособия по беременности и родам от Косовой Л.А., копия свидетельства о браке, согласно которой фамилия Косова изменена на Мусулега, начисления за расчетный период Косовой (Мусулега) Л.А.,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу n А46-14693/2013. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также