Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу n А75-11378/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 мая 2014 года

                                               Дело № А75-11378/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 мая 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3861/2014) общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.03.2014 по делу № А75-11378/2013 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (ОГРН 1028601843918, ИНН 8622000931) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 25.11.2013 № 1522-ВК/31,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» - Сердюков Константин Викторович по доверенности № Юр/13/518 от 15.11.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2013 № 1522-ВК/31 о привлечении к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.03.2014 по делу № А75-11378/2013 в удовлетворении требований заявителя отказано, с чем последний не согласился и обжаловал его в порядке апелляционного производства.

Восьмым арбитражным апелляционным судом из материалов дела установлено, что основании приказа от 21.08.2013 № 742 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу совместно с Управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства Российской Федерации в процессе производственной деятельности (том 1 л.д. 21-34).

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет пользование водным объектом без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом (договор водопользования) при эксплуатации подводного перехода магистрального газопровода «Уренгой-Ужгород» на участке реки Обь, на 754 км.

По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 02.10.2013 № 222 (том 1 л.д. 36-50).

По факту выявленных нарушений 25.10.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 1522-ВК/31 (том 1 л.д. 53-55).

Постановлением от 25.11.2013 № 1522-ВК/31 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей (том 1 л.д. 17-20).

Арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были признаны законность и обоснованность указанного постановления, в удовлетворении требований общества отказано по мотиву наличия в действиях последнего состава вменяемого административного правонарушения.

Формулируя свои выводы, суд указал, что общество имеет необходимость использования водного объекта для осуществления мероприятий по техническому обслуживанию подводных трубопроводов, включая работы по планово-предупредительному, текущему, аварийно-восстановительному и капитальному ремонту. Кроме того, наличие трубопровода подразумевает установление охранных зон, в пределах которой ограничено либо исключено использование водного объекта иными лицами. Поскольку у заявителя не имеется договора водопользования, суд признал установленным правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.

Доводы общества о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) судом отклонены.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить судебное решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей позиции податель жалобы указывает следующие основания:

правонарушение было обнаружено 02.10.2013, то есть за пределами сроков, отведенных для производства мероприятий по контролю, что является грубым нарушений Закона № 294-ФЗ и влечет недействительность результатов проверки;

отсутствует событие правонарушения, так как определенное управлением местоположение подводного перехода магистрального газопровода не соответствует его действительному местонахождению;

обществу вменяется неправомерное использование водного объекта, в то время как газопровод расположен ниже уровня дня (вне пределов водного объекта) с заглублением более 2 метров;

ограничения в охранной зоне газопровода не является использованием водного объекта, не препятствуют иным лицам использовать водный объект;

собственником газопровода является ОАО «Газпром», а общество лишь эксплуатирует указанный объект и не наделено полномочиями на заключения договора водопользования;

в силу установленной процедуры заключения договоров водопользования, включающей необходимость оформления в пользование земельных участков, общество лишено возможности по заключению договоров на водопользование.

Административным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены возражения против отмены судебного решения и удовлетворения жалобы.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы. Управлением до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое апелляционным судом удовлетворено.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с положениями статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ. Водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ (часть 1 статьи 9).

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

Частью 3 статьи 11 ВК РФ установлен закрытый перечень случаев использования водных объектов, не требующих решения о предоставлении водного объекта в пользование или заключения договора водопользования, к числу которых не относится эксплуатация подводных переходов трубопровода.

При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 11 ВК РФ предоставление водных объектов на основании договора водопользования осуществляется при фактическом использовании акватории водных объектов.

Соответственно, факт использования акватории водного объекта является основанием для возникновения обязанности оформления права пользования на него путем заключения договора водопользования.

Заявитель указывает, что подводный переход магистрального газопровода «Уренгой-Ужгород» на участке реки Обь, на 754 км построен в подземном исполнении (заглубление более чем на 2 метра ниже уровня дна реки), следовательно, обществом используется подземное пространство под водными объектами, а не акватория реки.

Апелляционный суд с такой позицией согласиться не может, поскольку заявитель не учитывает следующего.

Инструкцией по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов СП 34-116-97 от 01.04.1998 (утв. приказом Минтопэнерго РФ от 23.12.1997 № 441) установлено, что подводным переходом является участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки, канала, озера.

Требования к эксплуатации нефтепромысловых трубопроводов для транспорта нефти, газа и попутно добываемой пластовой воды, установлены Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утв. Минтопэнерго РФ 30.12.1993.

Согласно пункту 7.3.12 РД 39-132-94 визуально с периодичностью 2 раза в год (весной, осенью) контролируется фактическая глубина заложения трубопроводов, трассоискателем или шурфованием — 1 раз в 3 года. В соответствии с пунктами 7.2.2, 7.2.3, 7.2.10 проводиться оценка состояния внутренней полости трубопроводов и регулярные очистки их полости.

Следовательно, с установленной периодичностью обществом проводятся осмотры и другие мероприятия с целью  поддержания технически исправного состояния трубопроводов для безопасной их эксплуатации.

Факт технического обслуживания подводных переходов трубопроводов заявителем не отрицается.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отмечено наличие у общества в рассматриваемом случае необходимости использования водного объекта для осуществления мероприятий по техническому обслуживанию подводных переходов трубопровода, включая работы по планово-предупредительному, текущему, аварийно-восстановительному и капитальному ремонту.

Кроме того, пунктом 7.4.1. вышеназванных Правил установлено, что для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов частично или полностью подготовленной нефти должны быть установлены охранные зоны по аналогии с Правилами охраны магистральных трубопроводов.

Согласно подпункту 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов (утверждены Минтопэнерго РФ 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9) для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) вдоль подводных переходов устанавливаются охранные зоны в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны.

В соответствии с подпунктами 7.4.2., 7.4.3. РД 39-132-94 в охранных зонах трубопроводов должны быть предусмотрены плакаты с запретительными надписями против всякого рода действий, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, в том числе запрещающие: перемещать и производить засыпку и поломку опознавательных и сигнальных знаков, контрольно-измерительных пунктов; открывать калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений; узлов линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов; устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей; разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию от аварийного разлива транспортируемого продукта; бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лопатами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпательные работы; размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня.

В охранных зонах трубопроводов сторонними организациями без письменного согласия организации, их эксплуатирующей, запрещается: возводить любые постройки и сооружения; высаживать деревья и кустарники всех видов, складывать корма, удобрения и материалы, скирдовать сено и солому, содержать скот, ловить рыбу, производить колку и заготовку льда; сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать коллективные сады и огороды.

На территории охранной зоны нефтегазопроводов не допускается: устройство канализационных колодцев и других заглублений, не предусмотренных проектом, за исключением углублений, выполняемых при ремонте и реконструкции по плану производства работ, утвержденному руководителем предприятия; производство мелиоративных земляных работ, сооружение оросительных и осушительных систем; производство всякого рода горных, строительных, монтажных, взрывных работ, планировка грунта; производство геологосъемочных, поисковых, геодезических и других изыскательских работ,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу n А75-2119/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также