Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу n А46-14096/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

20 мая 2014 года

                                                    Дело №   А46-14096/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  13 мая 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 мая 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарём Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2622/2014) индивидуального предпринимателя Ивко Максима Александровича на решение Арбитражного суда Омской области от 19.02.2014 по делу № А46-14096/2013 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ивко Максима Александровича (ОГРНИП 313554301600053, ИНН 552102543870)

к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска

о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей:

от индивидуального предпринимателя Ивко Максима Александровича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Степанов Е.С. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности № Исх-ДИО/1482 от 06.02.2014 сроком действия 1 год),

установил:

 

 индивидуальный предприниматель Ивко Максим Александрович (далее по тексту – заявитель, предприниматель, ИП Ивко М.А.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного разбирательства, к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа от 04.10.2013 № 2223-ОГ в предоставлении в аренду земельных участков, а также об обязании предоставить испрашиваемые земельные участки, расположенные по адресам: улица Степанца, дом 8, улица Богдана Хмельницкого, дом 214, проспект Мира, дом 44, проспект Карла Маркса, дом 39, в аренду под размещение киосков.

Решением по делу Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований предпринимателя в полном объёме.

При этом суд первой инстанции пришёл к выводу, что заявителем не были представлены достаточные доказательства, с достоверностью свидетельствующие о факте нарушения его прав и законных интересов, незаконного возложения на него дополнительных обязанностей, а также создающих препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности в результате принятого Департаментом отказа от 04.10.2013 № 2223-ОГ. Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что ИП Ивко М.А. не лишён возможности арендовать иной земельный участок.

Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного предпринимателем требования, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В обоснование апелляционной жалобы ИП Ивко М.А. указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание сведения из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и то обстоятельство, что наличие зоны инженерных коммуникаций не препятствует установлению временного объекта на испрашиваемых земельных участках.

Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.

ИП Ивко М.А., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя Департамента, присутствовавшего в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела 03.09.2013 ИП Ивко М.А. обратился в адрес заинтересованного лица с заявками №№ ОГ/5390, ОГ/5388, ОГ/5387 и ОГ/5389 о предоставлении земельных участков, расположенных по адресам: улица Степанца, дом 8, улица Богдана Хмельницкого, дом 214, проспект Мира, дом 44, проспект Карла Маркса, дом 39, в аренду под размещение киосков.

Письмом от 04.10.2013 № Исх-ДИО/2223-ОГ Департамент известил предпринимателя о том, что Городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, приняты решения о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи со следующими обстоятельствами:

- несоответствие размещения киосков Концепции, утверждённой решениями Архитектурно-градостроительных советов города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007, согласно которым размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырёх и площадью до 10 кв.м.;

- земельные участки расположены в охранной зоне инженерных коммуникаций.

Полагая, что отказ Департамента является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Ивко М.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

19.02.2014 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое предпринимателем в апелляционном порядке решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 названной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Решением Омского городского Совета от 24.12.2008 № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством» были установлены процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.

В частности, определено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность (за исключением земельных участков из земель общего пользования), аренду, постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование.

Процедура предоставления земельных участков включает в себя:

1) принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;

2) рассмотрение уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;

3) принятие решения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;

4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.

Статья 4 указанного нормативного правового акта устанавливает критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду:

1) удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;

2) создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;

3) создание рабочих мест;

4) соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;

5) очерёдность подачи обращения (заявления, заявки);

6) соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, критерии предоставления земельных участков оцениваются в совокупности.

Утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), в силу пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения содержатся и в Уставе города Омска.

В целях коллегиального рассмотрения и оценки градостроительных и архитектурных решений, элементов городского дизайна и рекламы, произведений монументально-декоративного искусства, для проведения целенаправленной градостроительной политики по формированию благоприятной среды жизнедеятельности граждан, а также содействия охране памятников истории и культуры, природных ландшафтов, руководствуясь законодательством Российской Федерации, Постановлением Мэра города Омска от 17.03.2006 № 62-п было утверждено Положение об Архитектурно-градостроительном совете города Омска.

Пунктом 9 названного положения закреплены основные задачи Совета, в числе которых, помимо прочего, указаны: последовательное проведение единой градостроительной политики в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, иной градостроительной документацией по развитию территории города Омска, направленной на развитие архитектуры, градостроительства в целях формирования полноценных условий проживания населения города Омска, а также защиты общества от непрофессиональных действий в области архитектуры, градостроительства, благоустройства, озеленения, дизайна городской среды и рекламы, инженерно-транспортного обеспечения города Омска; повышение архитектурно-художественного качества застройки и благоустройства территорий города Омска; обсуждение архитектурных, проектных и строительных решений по объектам, имеющим особую социальную значимость.

В соответствии с Концепцией, утверждённой решениями Архитектурно-градостроительного совета города Омска 23.12.2005 и 09.02.2007, размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырёх и площадью до 10 кв.м.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не опровергается заявителем по существу, испрашиваемые предпринимателем земельные участки по улице Степанца, дом 8 и проспекту Маркса, дом 39 находятся вне остановочного комплекса. Кроме того, площадь земельных участков по улице Б.Хмельницкого, дом 214 и проспекту Мира, дом 44 составляла 15 кв.м, что превышало установленные на законодательном уровне нормативы.

Более того, по верному замечанию суда первой инстанции, все земельные участки находятся в охранной зоне инженерных коммуникаций: по улице Степанца, дом 8 – теплотрасса; по улице Б.Хмельницкого, дом 214 – два кабеля телефонных сетей, водопровод, полоса отвода автомобильной дороги; по проспекту Мира, дом 44 – водопровод, полоса отвода автомобильной дороги; по проспекту Маркса, дом 39 – кабели городской телефонной сети, полоса отвода автомобильной дороги.

В соответствии с Решением Омского городского Совета от 24.12.2008 № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством» Администрацией города Омска было принято Постановление от 08.10.2010 № 935-п «О рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством», которым утверждён Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством, согласно приложению к настоящему постановлению.

Названный Порядок определяет процедуру рассмотрения обращений заинтересованных лиц о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу n А75-10991/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также