Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу n А75-6698/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 20 мая 2014 года Дело № А75-6698/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рыжикова О.Ю. судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н. при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2698/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.02.2014 по делу № А75-6698/2013 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании постановления от 08.07.2013 № 925-ВК/40 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; от общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» - Шанаурова Е.И. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности № 322/14 от 01.04.2014 сроком действия по 31.12.2014), установил:
общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее – заявитель, общество, ООО «РН-Юганскнефтегаз») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление, административный орган, Росприроднадзор) об оспаривании постановления 08.07.2013 №925-ВК/40. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.02.2014 по делу № А75-6698/2013 заявление ООО «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворено в полном объеме: признано незаконным и отменено постановление государственного инспектора Управления от 08.07.2013 № 925-ВК/40 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Судебный акт мотивирован незаконным привлечением ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса КоАП РФ, поскольку ранее оно уже привлекалось к ответственности за нефтеразливы, сведения о которых содержатся в оспариваемом постановлении, при этом данный факт был квалифицирован как правонарушение, предусмотренное статьёй 8.1 КоАП РФ. Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.02.2014 по делу № А75-6698/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом. В обоснование апелляционной жалобы административный орган указал, что материалами дела подтверждается факт совершения ООО «РН-Юганскнефтегаз» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ. При этом податель жалобы ссылается на ошибочность толкования судом первой инстанции норм статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае отказ трубопровода и аварийный розлив нефти не являются одним действием (событием) административного правонарушения. Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО «РН-Юганскнефтегаз» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве заявитель указал на превышение административным органом полномочий при вынесении оспариваемого постановления, а также на нарушение процессуальных норм, предусмотренных статьей 4.4 КоАП РФ. Росприроднадзор, надлежащим образом извещённый в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечил. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие поименованного лица. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившегося представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 03.06.2013 Управлением получено сообщение об аварийном разливе нефтесодержащей жидкости, произошедшего в результате отказа промыслового трубопровода в районе куста № 44 Средне-Балыкского месторождения точка № 12. 13.06.2013 при подъезде к кусту № 44 Средне-Балыкского месторождения подъездная грунтовая дорога пересекает овраг, составляющий естественный ландшафт, по дну которого протекает ручей шириной 6-8 м, берега которого представляют собой верховое проточное болото. Направление течения ручья слева направо относительно подъезда в сторону кустовой площадки, местонахождение ручья - в 70-90 метрах от куста. Пропуск вод ручья осуществляется через водопроводную трубу, уложенную в насыпь промысловой дороги, в следствие чего с левой стороны дороги образовались заболоченные значительно обводненные заводи овальной формы радиусом до 30 м. Водная поверхность заболоченных заводей покрыта сплошным слоем и пленкой нефти характерного черного и ярко радужного цвета различной толщины и консистенции. Со стороны ООО «РН-Юганскнефтегаз» не предпринимались меры локализации и ликвидации нефтезагрязнения поверхностного водного объекта. Вследствие непринятия мер по ликвидации нефтезагрязнения, нефть водами ручья вымывается из заводей и через водопропускную трубу выносится ниже по течению на правую сторону автодороги и далее в лесной массив. По факту выявленных нарушений в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 04.07.2013 № 970-3К/40. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 08.07.2013 вынесено постановление № 925-3К/40 о назначении административного наказания, согласно которому ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд. 13.02.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи). Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно части 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения предусматривает два самостоятельных состава: 1) уничтожение плодородного слоя почвы земель; 2) порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Как следует из части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы. Из статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В силу части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. Как следует из статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу n А70-13343/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|