Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по делу n А70-121/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

15 мая 2014 года

                                                  Дело № А70-121/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 мая 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3488/2014) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 2 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.03.2014 по делу № А70-121/2014 (судья Бадрызлова М.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-Престиж» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 2 об оспаривании постановления от 30.12.2013 № 14-07/33 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности и постановления от 30.12.2013 № 14-07/34 по делу об административном правонарушении о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-Престиж» Хомутовой Юлии Васильевны к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей: 

от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 2 - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-Престиж» - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Экспресс-Престиж» (далее по тексту – общество, заявитель, ООО «Экспресс-Престиж») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 2 (далее - ИФНС России по г. Тюмени № 2, инспекция, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 30.12.2013 № 14-07/33 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Экспресс-Престиж» к административной ответственности, а также об оспаривании постановления от 30.12.2013 № 14-07/34 по делу об административном правонарушении о привлечении директора ООО «Экспресс-Престиж» Хомутовой Юлии Васильевны к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.03.2014 по делу № А70-121/2014: производство по делу в части требования о признании незаконным постановления от 30.12.2013 № 14-07/34 по делу об административном правонарушении о привлечении генерального директора ООО «Экспресс-Престиж» Хомутовой Юлии Васильевны к административной ответственности прекращено; постановление по делу об административном правонарушении от 30.12.2013 № 04-07/33 о привлечении к административной ответственности ООО «Экспресс-Престиж» на основании части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) признано незаконным и отменено.

С решением суда инспекция не согласилась, обжаловала его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

МФНС России по г. Тюмени № 2 проведена проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ), в ходе которой выявлено, что общество (Организация) на основании договора об оформлении железнодорожных проездных документов от 01.01.2011г. № 31, заключенного с ОАО «Федеральная пассажирская компания» (Компания) за вознаграждение производит оформление железнодорожных проездных документов индивидуальным пассажирам в вагоны поездов дальнего следования внутрироссийском сообщении и сообщениях со странами СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Договором.

На основании анализа условий указанного договора, заинтересованным лицом сделан вывод, что заявитель является платежным агентом, в связи с чем, в соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ, обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов; обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.

Вместе с тем, проверкой установлено, что у общества отсутствует специальный банковский счет платежного агента.

Согласно сведениям об открытых счетах в кредитных организациях, у ООО «Экспресс-Престиж» имеется расчетный счет № 40702810400990001964 (тип счета – счета негосударственных организаций (коммерческие организации)), открытый в ОАО

«Запсибкомбанк» 11.11.2004, который не является специальным банковским счетом платежного агента.

Соответствующие выводы отражены в акте проверки от 27.12.2013г. № 14-16/30.

27.12.2013 в отношении ООО «Экспресс-Престиж» был составлены протоколы об административном правонарушении № 14-19/38, в соответствии с которым в действиях (бездействии) общества усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 30.12.2013 № 14-07/33, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности на основании части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Признавая незаконным и отменяя данное постановление по заявлению общества, суд первой инстанции руководствовался выводами о том, что в действиях заявителя не имеется события вменяемого правонарушения, так как на него не распространяются обязанности, предусмотренные Законом № 103-ФЗ, в том числе обязанность по наличию специального банковского счета платежного агента.

В апелляционной жалобе инспекция просит отменить судебное решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, считая, что в действиях заявителя имеется событие вменяемо правонарушения. Обосновывая свою позицию, податель жалобы отметил прием обществом платежей от физических лиц и ведение расчетов с ОАО «Федеральная пассажирская компания», то есть осуществление ООО «Экспресс-Престиж» функций платежного агента, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу с возражениями относительно позиции инспекции. Считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

Судебное заседание апелляционного суда по правилам части 3 статьи 156 и части 2 стати 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени месте и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые суд апелляционной инстанции счел возможным удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

При этом субъектами правонарушения являются платежные агенты.

В статье 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ даны определения основных понятий используемых в данном законе:

1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Как следует из пункта 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Согласно пункту 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).

Указанные выше нормы Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ позволяют сделать вывод, что платежный агент это тот, кто принимает платежи от физических лиц в пользу поставщика и больше ничего не делает для того, чтобы физическое лицо эти товары (работы, услуги) получило или у физического лица возникло право получить товары (работы, услуги) от поставщика.

Как правильно указал суд первой инстанции, инспекцией сделан ошибочный вывод о том, что общество выполняет функции платежного агента.

Из материалов дела усматривается, что 01.01.2011 между обществом и открытым акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания» заключен договор № 31 об оформлении железнодорожных проездных документов.

В соответствии с п. 1.1. договора об оформлении железнодорожных проездных документов от 01.01.2011г. № 31 Организация за вознаграждение производит оформление железнодорожных проездных документов индивидуальным пассажирам в вагоны поездов дальнего следования внутрироссийском сообщении и сообщениях со странами СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в порядке

и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим  Договором В соответствии с вышеуказанным соглашением общество приняло на себя, в том числе, следующие обязательства:

-      перечислить Компании на доходный счет по перевозкам в счет обеспечения обязательств по передаче денежных средств, которые будут получены Организацией за оформление железнодорожных проездных документов, аванс с объеме на менее 1/10 от планируемой выручки за месяц от реализации железнодорожных проездных документов (п. 4.1);

-      Организация обязуется за свой счет открывать и оборудовать пункты продажи железнодорожных проездных документов (п. 9.1);

-   за свой счет приобрести терминальное оборудование АСУ «Экспресс», произвести его установку, монтаж, наладку (п. 9.3);

-   за свой счет обеспечить наличие в пункте продажи выделенного номера телефона и доступа в сеть ИНТЕРНЕТ (п. 9.4);

-   расчеты за оформленные через АСУ «Экспресс» железнодорожные проездные документы производятся путем ежедневного списания из сумм авансов, перечисленных Организацией Компании, стоимости провозных платежей, сборов хза оформление и возврат проездных документов, страхового сбора, включая НДС на основании отчетных документов (п. 10.3);

-    расчеты с лицами, пользующимися услугами Организации по оформлению железнодорожных проездных документов, осуществляется Организацией самостоятельно (п. 10.7).

В силу пункта 1 статьи

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по делу n А81-4893/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также