Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 по делу n А75-9901/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 мая 2014 года

             Дело № А75-9901/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3042/2014) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.01.2014 по делу № А75-9901/2013 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению Ломакина Артема Владимировича к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании недействительным решения от 20.09.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «ЛАВИНА», взыскании с регистрирующего органа государственной пошлины в размере 4 000 руб., уплаченной за регистрацию ООО «ЛАВИНА», государственной пошлины в размере 2500 руб. за нотариальное удостоверение заявления, расходов на оплату услуг по составлению заявления в размере 5 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины 200 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Даукшес Вероника Олеговна по доверенности от 17.04.2012 сроком действия 3 года, личность установлена на основании служебного удостоверения; Калестро Елена Александровна по доверенности от 06.08.2013 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения; Буркаева Марина Николаевна по доверенности № 05-11/22430 от 19.12.2013 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;

от Ломакина Артема Владимировича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом

установил:

Ломакин Артем Владимирович (далее - заявитель, Ломакин А.В.) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – заинтересованное лицо, ИФНС России по г. Сургуту ХМАО - Югры, инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 20.09.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «ЛАВИНА», взыскании с регистрирующего органа убытков в связи с незаконным отказом в регистрации в виде уплаченной при регистрации юридического лица государственной пошлины в размере 4 000 руб., государственной пошлины в размере 2500 руб. за нотариальное удостоверение заявления, судебных издержек на оплату услуг по составлению заявления в суд в размере 5 000 руб.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.01.2014 по делу № А75-9901/2013 требования Ломакина А.В. удовлетворены частично, признано недействительным решение Инспекции от 20.09.2013 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «ЛАВИНА»; с Инспекции в пользу Ломакина А.В. взысканы 5000 руб. убытков, 5 000 руб. судебных издержек, 2 200 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части требований Ломакина А.В. о взыскании убытков отказано в связи с недоказанностью причинно - следственной связи понесенных заявителем убытков в сумме 1 500 руб. за удостоверение нотариусом доверенности на имя Клеменчука А.А., действующим в интересах Ломакина А.В., с незаконным отказом в регистрации юридического лица ООО «ЛАВИНА».

 При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Инспекции от 20.09.2013 об отказе в государственной регистрации ООО «ЛАВИНА» не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Ломакина А.В.; заявленные ко взысканию 5000 руб. убытков, 5 000 руб. судебных издержек, 2 200 руб. расходов по оплате государственной пошлины, фактически были понесены заявителем и документально подтверждены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Налоговая инспекция считает, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации ООО «ЛАВИНА» является законным, поскольку среди представленных для государственной регистрации документов отсутствовали достоверные сведения об оплате уставного капитала ООО «ЛАВИНА». Доводов относитесь выводов суда первой инстанции о взыскании с регистрирующего органа убытков в связи с незаконным отказом в регистрации и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в суде, Инспекцией не приведено.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

В письменном отзыве Ломакин А.В. возразил на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Ломакин А.В., надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, в судебное заседание не явился, ходатайства об его отложении не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения к апелляционной жалобе, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей Инспекции, установил следующие обстоятельства.

Ломакиным А.В. принято решение от 11.09.2013 о создании ООО «ЛАВИНА», уставный капитал которого определен в размере 10 000 руб. и подлежит внесению денежными средствами учредителя (т. 1 л.д. 20).

13.09.2013 Ломакин А.В. обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме № Р11001 о государственной регистрации юридического лица - ООО «ЛАВИНА» при его создании (т. 1 л.д. 23).

С заявлением для государственной регистрации представлены следующие документы: решение учредителя № 1, устав ООО «ЛАВИНА» (т. 1 л.д. 37), документ об уплате государственной пошлины (т. 1 л.д. 18).

По результатам рассмотрения представленных документов 20.09.2013 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации ООО «ЛАВИНА» на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с непредставлением документа, предусмотренного подпунктом «а» статьи 12 названного Закона (т.1 л.д. 21), в частности среди представленных на регистрацию документов не оказалось доказательств оплаты уставного капитала.

Ломакин А.В., ссылаясь на то, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица является незаконным, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

29.01.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ), регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации и внесении изменений в их учредительные документы.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона №129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

В статье 12 Закона №129-ФЗ определено, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа.

В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определен статьей 13 Закона №129-ФЗ, согласно пункту 1 которой государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Основания, при наличии которых допускается отказ в государственной регистрации, предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ. При этом их перечень является исчерпывающим.

Так, отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных Законом №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (пункт «а» части 1 статьи 12 Закона №129-ФЗ).

При этом, статьей 9 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что Ломакин А.В. представил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании по форме Р11001, решение учредителя № 1, устав ООО «ЛАВИНА», документ об уплате государственной пошлины.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Ломакин А.В. при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица представил все необходимые документы, перечень которых определен Законом №129-ФЗ.

Как указывалось ранее, в силу пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Расширительному толкованию данный перечень оснований отказа в государственной регистрации не подлежит.

Документы, перечисленные в статье 12 Закона № 129-ФЗ, были представлены заявителем в регистрирующий орган, что подтверждено материалами дела. При этом названный Закон не устанавливает обязанности представлять регистрирующему органу документы, подтверждающие формирование и оплату уставного капитала, регистрирующие органы действующим законодательством не наделены правом проверки формирования и оплаты уставного капитала при создании юридических лиц. Обязанность указания достоверной информации возложена Законом на заявителя (подпункт «а» пункта 1 статьи 12 Закона №129- ФЗ).

Иных правовых оснований применительно к данной ситуации для отказа в государственной регистрации Законом № 129-ФЗ не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах решение инспекции об отказе в государственной регистрации ООО «ЛАВИНА» в связи с непредставлением документов, подтверждающих оплату уставного капитала, правомерно признано судом незаконным и подлежащим отмене.

Доводы Инспекции, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.

Иных

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 по делу n А46-16457/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также