Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А75-10603/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 07 мая 2014 года Дело № А75-10603/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Глухих А.Н., судей Верёвкина А.В., Зиновьевой Т.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Кундос Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1855/2014) ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РН-НЯГАНЬНЕФТЕГАЗ» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 декабря 2013 года по делу № А75-10603/2012 (судья О.В. Зубакина), принятое по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089, место нахождения: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 2) к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «РН-НЯГАНЬНЕФТЕГАЗ» (ОГРН 1028601496725, ИНН 8610010727, место нахождения: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, д. 10, корпус 1) о взыскании 618 000 руб. ущерба, при участии в судебном заседании: от ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РН-НЯГАНЬНЕФТЕГАЗ» – представитель не явился, извещено; от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – представитель не явился, извещено; установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Управление Росприроднадзора, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «РН-НЯГАНЬНЕФТЕГАЗ» (далее - ОАО «РН-НЯГАНЬНЕФТЕГАЗ», ответчик) о взыскании 618 000 руб. ущерба, причиненного окружающей среде. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.12.2013 по делу № А75-10603/2012 исковые требования удовлетворены. С ОАО «РН-НЯГАНЬНЕФТЕГАЗ» в пользу Управления Росприроднадзора взыскано 618 000 руб. в счёт возмещения ущерба, а также в доход федерального бюджета 15 360 руб. государственной пошлины по иску. Возражая против принятого судебного акта, ОАО «РН-НЯГАНЬНЕФТЕГАЗ» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.12.2013 по делу № А75-10603/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы ОАО «РН-НЯГАНЬНЕФТЕГАЗ» указало на то, что судом первой инстанции сделаны неверные выводы о наличии у Управления Росприроднадзора полномочий на предъявление в арбитражный суд исков о возмещении вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, причиненного на землях лесного фонда. От Управления Росприроднадзора поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. От Управления Росприроднадзора поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса, тем самым удовлетворив ходатайство истца. Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы. Из материалов дела усматривается, что исковые требований мотивированы тем, что 12.07.2012 в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на территории Талинской площади Талинского лицензионного участка в квартале 180 выдел 77 произошла разгерметизация разведочной скважины Р-87, находящейся на балансе ОАО «ТНК-Нягань». В отношении общества 19.07.2012 возбуждено дело об административном правонарушении (том 1 л.д. 21). В ходе административного расследования составлен протокол осмотра от 23.07.2012 (том 1 л.д. 28), фототаблицы (том 1 л.д. 32-33), протокол взятия проб и образцов от 23.07.2012 (том 1 л.д.34-35). Согласно акту технического расследования от 30.07.2012 и маркшейдерской съемке утечка нефтесодержащей жидкости через сальниковый узел затрубной задвижки устьевой фонтанной арматуры произошла вследствие разрушения неметаллических элементов уплотнения шпинделя задвижки, в результате чего загрязняющего вещества попало на почвенный покров и загрязнило земельный участок площадью около 206 кв. м (том 1 л.д. 24). Согласно результатам анализа, в пробах, отобранных специалистами Центра лабораторного анализа и технических измерений, допустимый уровень по нефтепродуктам превышен в точках отбора: Т-1 в 1346,6 раза, Т-2 более чем в 2000 раз, Т-3 в 795,8 раз (том 1 л.д. 36). По факту выявленных нарушений государственным инспектором составлен протокол об административном правонарушении от 17.09.2012 года № 1717-ЗК/10 (том 1 л.д. 38). По результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 27.09.2012 № 1484-3K/31 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначение наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Постановление от 27.09.2012 года вступило в законную силу, административный штраф обществом оплачен (том 1 л.д. 15). Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 02.10.2012 № 02-1/7809, согласно которой обществу предложено в добровольном порядке возместить причиненный окружающей природной среде ущерб (том 1 л.д. 43). В ответ на указанную претензию общество письмом от 03.12.2012 № И-МГУ-2249 сообщило о готовности принять на себя обязательства по возмещению вреда (том 1 л.д. 100). Поскольку в установленный срок ущерб не был оплачен в добровольном порядке, вред не возмещен, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект -естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Как правильно указал суд первой инстанции, пунктом 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Как следует из материалов дела, подтверждается выпиской из государственного лесного реестра и не оспаривается сторонами, загрязненный участок принадлежит к землям лесного фонда. В соответствии со статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения являются самостоятельными категориями. Согласно статье 6 Закона об охране окружающей среды предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительно власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 65 Закона об охране окружающей среды). Виды государственного экологического надзора перечислены в пункте 2 данной статьи, к числу которых отнесен федеральный государственный лесной надзор. В силу пункта 3 статьи 65 Закона об охране окружающей среды государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 65 Закона об охране окружающей среды). Исходя из статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. Пунктами 36 и 37 статьи 81 указанного Кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено: установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса. Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 №394, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства на землях обороны и безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 Положения о Службе, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 24.08.2012 № 299-п определено, что Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охотничьего надзора, лесного надзора, пожарного надзора в лесах), в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А70-13371/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|