Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по делу n А46-15045/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 06 мая 2014 года Дело № А46-15045/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зиновьевой Т.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2069/2014) открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» на решение Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2014 года по делу № А46-15045/2013 (судья Луговик С.В.) по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (ОГРН 1045504022740, ИНН 5503083235) к открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 11» (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202) о взыскании 23 200 руб., при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» – Беклемищева С.М., доверенность № 03-03/4 от 01.01.2014, сроком действия один год; от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области – Пономарева Н.Г., доверенность № 01-3219 от 13.06.2013, сроком действия один год, установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее – Управление Росприроднадзора по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – ОАО «ТГК-11») о взыскании 23 200 руб. вреда, причиненного окружающей среде. Решением Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2014 года по делу № А46-15045/2013 с ОАО «ТГК-11» в пользу Управления Росприроднадзора по Омской области взыскано 23 200 руб. С ОАО «ТГК-11» в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «ТГК-11» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что решение не содержит выводов о фактическом загрязнении земельного участка после ликвидации загрязнения, размер вреда не установлен. В материалы дела представлены копии актов оказанных услуг, свидетельствующие о выполнении работ по ликвидации загрязнения, акт проверки Управления от 26.09.2013 № ТЗ-351в, в котором установлено, что работниками СП «ТЭЦ-4» Омского филиала ОАО «ТГК-11» осуществлялись работы по очистке загрязненной территории методом сбора и складирования пульпы в бурты для ее последующего вывоза на золоотвал. Актом проверки от 24.09.2013 № ЗТ-140в/2 подтверждается факт выполнения работ по очистке и рекультивации земельного участка. В письменном возражении на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора по Омской области указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «ТГК-11» поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управление Росприроднадзора по Омской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и возражение на нее, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.08.2013 произошел порыв золопровода № 4 СП ТЭЦ-4 ОАО «ТГК-11», в результате которого осуществлено загрязнение земельного участка площадью 48 кв.м золошлаковыми отходами в количестве 5,8 тн. Факт прорыва золопровода, площадь загрязненного участка и количество золошлаковых отходов подтверждается актом проверки № ТЗ-351в от 26.09.2013, заключением по результатам анализов протоколов испытаний отходов от 02.10.2013, протоколами испытаний почв. Как следует из исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате несанкционированного размещения отходов производства (пульпы) на части земельного участка, расположенного 400-500 м севернее относительно железобетонного забора СП ТЭЦ-4, местоположение относительно ориентира (административное здание СП ТЭЦ-4 Омского филиала ОАО «ТГК-11»), расположенного в 900 м. по направлению на северо-запад, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Комбинатская, 46, размер вреда составляет 23 200 руб. Истец направил ответчику претензионное письмо от 14.10.2013 № 07-09/5402, в котором предложил в добровольном порядке в месячный срок с момента получения письма возместить ущерб, причинённый почвам. Поскольку в установленный срок ущерб не был возмещен в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив обстоятельства настоящего дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь нормами статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», посчитав факт загрязнения почв и размер вреда окружающей среде доказанными, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Управление Росприроднадзора по Омской области в полном объеме. Обстоятельства дела верно установлены судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворив исковые требования Управления Росприроднадзора по Омской области, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Факт причинения вреда окружающей среде в результате загрязнения почв, допущенного вследствие порыва золопровода № 4 СП ТЭЦ-4 ОАО «ТГК-11», площадь загрязненного земельного участка подтверждается материалами дела. В апелляционной жалобе ОАО «ТГК-11» настаивает на том, что в полном объеме возместило вред почвам как объекту охраны окружающей среды. В материалах дела имеются копии актов оказанных услуг, свидетельствующие о выполнении работ по ликвидации загрязнения, акт проверки Управления от 26.09.2013 № ТЗ-351в, в котором установлено, что работниками СП «ТЭЦ-4» Омского филиала ОАО «ТГК-11» осуществлялись работы по очистке загрязненной территории методом сбора и складирования пульпы в бурты для ее последующего вывоза на золоотвал. Актом проверки от 24.09.2013 № ЗТ-140в/2 подтверждается факт выполнения работ по очистке и рекультивации земельного участка. По мнению ответчика, поскольку общество собственными силами добровольно возместило вред в натуре, денежная компенсация сверх реального возмещения вреда взысканию с него не подлежит. Между тем вывод суда первой инстанции о том, что при возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, на лицо, причинившее вред, возлагается двойная обязанность: устранить нарушение и возместить вред, соответствует действующему законодательству и сложившейся правоприменительной практике. В силу прямого на то указания в пункте 1 статьи 1064 ГК РФ, законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Частями 1, 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Из пункта 3 статьи 77 Закона следует, что возмещение вреда, причиненного нарушениями в области охраны окружающей среды, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Таксы же, в свою очередь, являются условными единицами оценки затрат, понесенных в связи с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, с учетом не только стоимостного выражения непосредственного объекта нарушения, а также с учетом экологического вреда, причиненного природной среде, то есть полностью компенсирующее отрицательное воздействие на природу. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. В силу части 2 названой статьи вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среде за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. В Постановлении от 14.05.2009 № 8-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которая является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав и при этом распространяется как на граждан, так и на юридические лица, предопределяет и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. Для естественной экосистемы характерны признаки: совокупность живых и неживых компонентов; полный цикл круговорота веществ, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие; сохранение устойчивости в течение определенного времени. Экологическая система - биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Немаловажным аспектом, позволяющим определять типы и границы экосистем, является трофическая структура сообщества и соотношение производителей биомассы, ее потребителей и разрушающих биомассу организмов, а также показатели продуктивности и обмена вещества и энергии. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В свою очередь, зола в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность золы является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой. Последствием загрязнения почв золой является причинение экологического вреда, поскольку каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство. Нанесенный вред от прорыва золопровода представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает достаточно длительный период времени. Поэтому загрязнение участка золой расценивается в качестве экологического ущерба, причиненного почвам. При определении размера вреда существенное значение имеет характер нарушения, его последствия для окружающей среды, степень восполнимости потерь и восстановления нарушенной экологической системы или отдельных компонентов природной среды, длительность восстановления окружающей среды. По смыслу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», пунктов 3, 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, рекультивация земель как способ возмещения вреда в натуре, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии (уничтожении) плодородного слоя почвы при производстве работ. Согласно пункту 3 Основных положений о рекультивации земель, приложению № 6 рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по делу n А70-8689/2013. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|