Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А70-10846/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 07 апреля 2014 года Дело № А70-10846/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Золотовой Л.А. судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1359/2014) Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.12.2013 по делу № А70-10846/2013 (судья Бадрызловай М.М.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконными отказов от 26.08.2013г. № 01/332/2013-426/26654 и № 01/332/2013-427/26635, при участии в деле третьего лица, - Алямкиной О.В., при участии в судебном заседании представителей: от Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от Алямкиной О.В. - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; установил: Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области (далее – ответчик, Управление Росреестра по Тюменской области) о признании незаконными отказов № 01/332/2013-426/26654 и № 01/332/2013-427/26635 от 26.08.2013 и обязании зарегистрировать переход права общей долевой собственности и права собственности на 16/100 доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества: - нежилое здание (цех зерновых заготовок) общей площадью 3 762,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Судостроителей, 22, - нежилое здание, площадью 62,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Судостроителей, 22, строение 3. Решением от 10.12.2013 по делу № А70-10846/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано. При этом суд согласился с позицией Управления о том, что государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости без одновременного перехода прав на земельный участок невозможна, поскольку противоречит положениям земельного и гражданского законодательства, устанавливающим принцип единства судьбы объекта недвижимости и земельного участка, на котором он расположен. В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. По утверждению подателя апелляционной жалобы, сформированная регистрирующим органом и судом позиция противоречит положениям п.п. 1 пункта 4 ст. 34 Земельного кодекса, предусматривающим возможность отчуждения части зданий, строений и сооружений без оформления прав на земельный участок в случае отсутствия возможности выделения части земельного участка в натуре. В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области доводы Департамента отклонило как несостоятельные, вынесенное решение считает законным и обоснованным. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения доводов апелляционной жалобы. Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства. Как следует из материалов дела, 08.07.2013 Муниципальное образование городской округ город Тюмень и Алямкина О.В. обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности на объекты недвижимого имущества: - цех черновых заготовок, с кадастровым номером 72:23:0221002:594, расположенный по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.Судостроителей, 22; - трансформаторная подстанция, с кадастровым номером 72:23:0221002:595, расположенная по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.Судостроителей, 22 (далее -Объекты). В качестве оснований возникновения права собственности заявителем представлены: договор купли-продажи доли в праве на общую долевую собственность от 10.05.2012, договор купли-продажи муниципального имущества на аукционе от 21.06.2013 №489 и дополнительное соглашение от 10.05.2012 №1 к договору купли-продажи доли в праве на общую долевую собственность от 10.05.2012, согласно которым Муниципальное образование городской округ город Тюмень продает, а Алямкина О.В. приобретает муниципальное имущество, в том числе 16/100 доли в праве общей долевой собственности на Объекты. 22.07.2013 Управлением в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права и права собственности на Объекты по инициативе государственного регистратора сроком до 21.08.2013. 22.08.2012 Управлением в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации приняты решения об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на Объекты, изложенные в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 26.07.2013 № 01/332/2013-426/26654 и № 01/332/2013-427/26635. В качестве правового основания для отказа в государственной регистрации Управление сослалось на статьи 273 и 552 Гражданского кодекса Российской Федерации п.1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющие принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также статью 25.5 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Управление указало на отсутствие заявления о переходе права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под данным строением, поскольку, как это следует из оспариваемого отказа, без одновременного отчуждения доли в праве общей долевой собственности на земельный участок нежилое помещение не может быть отчуждено. Считая отказы в государственной регистрации незаконными и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями. Решением от 10.12.2013 по делу № А70-10846/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано. Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле документы, оценив доводы сторон, апелляционный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, в связи с чем, требования заявителя являются обоснованными и подлежали удовлетворению. При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. В соответствии со статьей 25.5 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно проводится государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности. Согласно статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. Согласно пункту 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом Вышеуказанные положения гражданского законодательства регулируют именно случаи отчуждения недвижимости, под которой может быть сформирован (выделен) земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев отчуждения части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка. При этом законодательством не определено требование о передаче в общую долевую собственность владельцев данных частей всего земельного участка в случае невозможности выделения в натуре земельного участка под отчуждаемой собственником земельного участка частью здания. Абзац 4 пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение. В рассматриваемом случае предметом договора купли-продажи от 21.06.2013 является доля в праве общей долевой собственности на нежилые здания, не выделенная в натуре, следовательно, при ее отчуждении не представляется технически возможным формирование земельного участка, отвечающего вышеуказанным признакам («занятый недвижимостью» и «необходимый для ее использования»), то есть именно под указанную долю в строении. В собственности муниципального образования городской округ город Тюмень находится земельный участок с кадастровым номером 72:23:0221002:294, разрешенное использование: под нежилое строение (трансформаторная подстанция), самовольно реконструированное строение (цех), площадь 13893 кв.м., по адресу: г. Тюмень, ул. Судостроителей, 22, строение 3, ул. Судостроителей, 22. Действующим законодательством не установлена обязанность передачи вместе с одним из помещений в здании права собственности (доли в праве) на земельный участок, на котором данное здание находится. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает обоснованной позицию Департамента о том, что принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта не был нарушен, поскольку в собственность Алямкиной О.В. передается не выделенная в натуре часть помещения, под размещение которого уже сформирован земельный участок. Кроме того, продажа муниципального имущества осуществляется на основании Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Договор купли-продажи от 21.06.2013 был заключен на аукционе. Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона № 178-ФЗ аукцион является открытым по составу участников. Иными словами, на аукционе вправе участвовать любые лица, и право приобретения имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Согласно пункту 7 статьи 28 указанного федерального закона предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Таким образом, вышеуказанные положения законодательства предусматривают возможность перехода прав за Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А46-11079/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|