Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А70-12169/2013. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

20 марта 2014 года

                                                    Дело №   А70-12169/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  18 марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 марта 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Зайцевой И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2000/2014) Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области на определение Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2014 о прекращении производства по делу № А70-12169/2013 (судья Бадрызлова М.М.)

по заявлению Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области

к Тюменскому областному союзу потребительских обществ (ОГРН 1027200828390, ИНН 7204003475)

об обязании обеспечить консервацию объекта капитального строительства «нежилого здания с надстройкой 3-х этажей», расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Герцена, 96, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:110 в соответствии с постановлением правительства от 30.09.2011 № 802;

об обязании принять решение о консервации объекта капитального строительства «нежилого здания с надстройкой 3-х этажей», расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Герцена, 96, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:110 в соответствии с постановлением правительства от 30.09.2011 № 802;

об обязании разработать совместно с проектной организацией техническую документацию для проведения работ по консервации объекта капитального строительства «нежилого здания с надстройкой 3-х этажей», расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Герцена, 96, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:110 в соответствии с постановлением правительства от 30.09.2011 № 802;

об обязании уведомить заявителя и предоставить ему решение о консервации объекта капитального строительства «нежилого здания с надстройкой 3-х этажей», расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Герцена, 96, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:110 в соответствии с постановлением правительства от 30.09.2011 № 802

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области – Старцев Дмитрий Анатольевич, предъявлено удостоверение, по доверенности № 22/13 от 08.11.2013 сроком действия один год;

от Тюменского областного союза потребительских обществ - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

установил:

на основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.11.2013 №11-11479853 земельный участок по адресу: г. Тюмень, ул. Герцена, 96 с кадастровым номером 72:23:0216005:110 принадлежит на праве собственности Тюменскому областному союзу потребительских обществ (далее по тексту – Союз потребительских обществ), который в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации   является застройщиком объекта капитального строительства – «нежилое здание с надстройкой трех этажей» по адресу: г. Тюмень, ул. Герцена, 96, расположенного на данном земельном участке (далее – объект капитального строительства).

Союзу потребительских обществ выдано разрешение на строительство данного объекта капитального строительства № RU72304000-103-рс.

На основании договора на реконструкцию от 27.09.2004 между Союзом потребительских обществ и ООО «Теплогазстрой» в период с 2005 и 2008 года на объекте капитального строительства были выполнены работы по надстройке 3-х этажей до уровня 7-го этажа, степень готовности 35%.

С 16.12.2008  строительно-монтажные работы на данном объекте капитального строительства приостановлены.

 Управление инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области (далее по тексту - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к Союзу потребительских обществ с заявлением:

об обязании обеспечить консервацию объекта капитального строительства «нежилого здания с надстройкой 3-х этажей», расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Герцена, 96, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:110 в соответствии с постановлением правительства от 30.09.2011 № 802;

об обязании принять решение о консервации объекта капитального строительства «нежилого здания с надстройкой 3-х этажей», расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Герцена, 96, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:110 в соответствии с постановлением правительства от 30.09.2011 № 802;

об обязании разработать совместно с проектной организацией техническую документацию для проведения работ по консервации объекта капитального строительства «нежилого здания с надстройкой 3-х этажей», расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Герцена, 96, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:110 в соответствии с постановлением правительства от 30.09.2011 № 802;

об обязании уведомить заявителя и предоставить ему решение о консервации объекта капитального строительства «нежилого здания с надстройкой 3-х этажей», расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Герцена, 96, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:110 в соответствии с постановлением правительства от 30.09.2011 № 802.

Определением от 28.01.2014 по делу № А70-12169/2013 Арбитражный суд Тюменской области прекратил производство по делу № А70-12169/2013 в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на том основании, что ни процессуальным законом, ни нормами о полномочиях органа, осуществляющего контроль (надзор) в области капитального строительства, которым является Управление, не предусмотрено возможности предъявления и рассмотрения в арбитражном суде заявления об обязании обеспечить консервацию объекта капитального строительства,

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Тюменской области от  28.01.2014 по делу № А70-12169/2013  отменить, разрешить вопрос по существу, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Союз потребительских обществ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Ходатайство об отложении судебного заседания и письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлены.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица,  надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения суда первой инстанции, находит   его подлежащим отмене на основании следующего.

В соответствии со статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт  2 части 1 статьи 29 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации  Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Из пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» следует вывод о том, что орган государственной власти обладает правом на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, прямо указанных в федеральном законе, а также, когда данное право с необходимостью вытекает из компетенции соответствующего органа, закрепленной законом (то есть когда у органа отсутствует возможность реализовать закрепленные законом полномочия без обращения в суд).

В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 54 указанного Кодекса государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Кроме того, согласно части 1.1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Из части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Постановлением Правительства Тюменской области от 01.06.2009 №146-п «Об утверждении Положения о главном управлении строительства Тюменской области» (далее - Положение) на территории Тюменской области уполномоченным органом исполнительной власти на осуществление государственного строительного надзора является главное управление строительства Тюменской области (далее - Главное управление, Орган), осуществляющее контрольные и надзорные полномочия через структурное подразделение - управление инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области (далее - УИГСН ТО).

Согласно пункту 1.7 Положения Управление вправе быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункту 2.23 Положения на управление возложена обязанность по осуществлению государственного строительного надзора, в том числе по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений.

При этом, Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет общие полномочия органов, осуществляющих государственный строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций. Возможность предъявления данного иска в суд следует из целей осуществления государственного строительного надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности.

К таким принципам, согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности, относятся: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Возможность предъявления рассматриваемого заявления в суд следует из целей осуществления надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности. К таким принципам согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности, относятся ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А46-10875/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Отказать в отложении судебного разбирательства (ст.157, 158 АПК)  »
Читайте также