Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А46-11364/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 20 марта 2014 года Дело № А46-11364/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шиндлер Н.А. судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А. при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-569/2014) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 05.11.2013 по делу № А46-11364/2013 (судья Солодкевич И.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Планета-Центр» (ОГРН 1025501179263, ИНН 5505029515) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944) о признании предписания № 509/1/1-2 от 11.09.2013 частично недействительным при участии в судебном заседании представителей: от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области – Иванов Максим Михайлович (удостоверение, по доверенности № 395 от 30.12.2013 сроком действия по 3.12.2014); от общества с ограниченной ответственностью «Планета-Центр» - Лоншакова Любовь Александровна (паспорт, по доверенности № 112 от 12.03.2014 сроком действия на три года), установил:
общество с ограниченной ответственностью «Планета-Центр» (далее по тексту - ООО «Планета-Центр», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ниже по тексту - ГУ МЧС России по Омской области, Главное управление, административный орган) о признании предписания № 509/1/1-2 от 11.09.2013 в части пункта 509/1/2 недействительным. Решением Арбитражного суда Омской области от 05.11.2013 по делу № А46-11364/2013 требование Общества удовлетворены. Предписание Главного управления № 509/1/1-2 от 11.09.2013 в части пункта 509/1/2 признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Своду правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 марта 2009 года № 171, введенному в действие с 1 мая 2009 года. Этим же решением с Главного управления в пользу Общества взыскано 2 000 руб. судебных издержек. Судебный акт мотивирован недоказанностью факта проведения реконструкции или капитального ремонта здания, в ходе которых должно быть учтено вменяемое предписанием требование. Материалы дела не содержат сведений о том, что спорное здание было запроектировано и построено не в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, либо сведений о том, что на спорном объекте проводилась реконструкция или капитальный ремонт здания после принятия Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Не согласившись с принятым судебным актом, Главное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указано, что требование отделения лестничных клеток от поэтажных коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах не является вновь введенным. Данное требование содержится в пункте 6.18* СНиП 21-01-97*, который устанавливает общие требования противопожарной защиты зданий на всех этапах создания и эксплуатации. От ООО «Планета-Центр» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела. Представитель Главного управления в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель ООО «Планета-Центр» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. На основании распоряжения от 12.08.2013 № 509 проведена плановая выездная проверка ООО «Планета-Центр», в ходе которой составлен акт от 11.09.2013 № 509 и выдано предписание от 11.09.2013 № 509-1/1-2. Согласно пункту 509/1/2 предписания от 11.09.2013 № 509-1/1-2 Обществу предложено в срок до 01.09.2014 отделить лестничные клетки от поэтажных коридоров дверьми с приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах на первом и втором этажах. Административный орган сослался на нарушение пункта 4.2.7 СП 1.13130.2009. Не согласившись с предписанием в указанной части, Общество обратилось в суд с заявлением о признании указанного пункта предписания недействительным. 05.11.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Главным управлением в апелляционном порядке. Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что он подлежит отмене. Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности. То есть для признания недействительным ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативно правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя. Общество в суде первой инстанции обжаловало пункт 509/1/2 предписания от 11.09.2013 № 509-1/1-2, в соответствии с которым оно обязано было в срок до 01.09.2014 отделить лестничные клетки от поэтажных коридоров дверьми с приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах на первом и втором этажах. Фактически Общество не отрицает, что лестничные клетки не отделены дверьми. Административный орган руководствовался действующим на момент проверки законодательством, а именно пунктом 4.2.7 «СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», в соответствии с которым лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Как следует из пункта 1.1. СП 1.13130.2009, настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания). Требования настоящего свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок) (пункт 1.2. СП 1.13130.2009). Указанное основание неприменения данного свода правил является единственным. Учитывая, что здание не является специальным, что лицами, участвующими в деле не оспаривается, то оснований для неприменения данного свода правил у административного органа не имелось. Общество, обращаясь в суд с заявлением указало, что СП 1.13130.2009 применению в данном случае не подлежат, учитывая год постройки здания (1953) и часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Как указано ранее, СП 1.13130.2009 разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. То есть, Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не применяется, если данным законом установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления его в силу. До дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» действовал «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее – СНиП 21-01-97*), который принят и введен в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7. В силу абзаца 2 пункта 6.18* СНиП 21-01-97* (в редакции от 19.07.2002), лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Таким образом, пункт 4.2.7 СП 1.13130.2009, который применил административный орган, и пункт 6.18* СНиП 21-01-97*, который действовал до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», являются идентичными, в связи с чем является обязательным установка дверей с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Более того, СНиП 21-01-97* является действующим и на данный момент, то есть административный орган при выдачи Обществу предписания мог руководствоваться и его положениями. Общество ссылается на то, что здание построено в 1953 году, в связи с чем должны применяться нормы действующие на тот период. Действительно, трёхэтажное здание, расположенное по адресу: г. Омск ул. 3-я Транспортная, д. 10 построено в 1953 году, когда СНиП 21-01-97* ещё не был разработан и утвержден. Однако в силу пункта 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Кроме того, на момент ввода СНиП 21-01-97* в действие в пункте 1.7 раздела «Общие положения» было указано, что необходимость приведения существующих зданий в соответствии с настоящими нормами определена пунктом 8.5 СНиП 10-01-94. В силу абзаца 1 пункта 8.5 СНиП 10-01-94, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. В силу пункта 6.1. СНиП 21-01-97*, требования настоящего раздела направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей; спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара. Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы (пункт 6.2 СНиП 21-01-97*). Следовательно, требование о наличии дверей с уплотнением – это требование к эвакуационным путям, которое направлено на беспрепятственную эвакуацию, спасение людей и предотвращение недопустимого иска, то есть в силу названного выше пункта 8.5, ранее построенные здания должны быть приведены в соответствие с этим правилом. В связи с чем с момента вступления в силу СНиП 21-01-97* Общество должно было привести в соответствие лестничные клетки, установив на них специальные двери. Таким образом, по убеждению апелляционного суда, то обстоятельство, что здание построено задолго до введения в действие норм права, регулирующих требования пожарной безопасности Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А75-5098/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|