Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А46-11883/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 марта 2014 года

                                                      Дело №   А46-11883/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  27 февраля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 марта 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-432/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу № А46-11883/2013 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вега» к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 № 1321-р,

при участии в судебном заседании представителей:

            от департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска – Якимова Т.Ю. по доверенности № 39  от 14.08.2013 сроком действия 1 год, личность установлена на основании удостоверения;         

от общества с ограниченной ответственностью «Вега» - Колесник В.В. по доверенности от 25.02.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,

 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вега» (далее – ООО «Вега», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее – департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 № 1321-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Вега» в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска». В качестве восстановления нарушенного права обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска:

- оформить результаты выбора земельного участка площадью 45 000 кв.м. актом о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-ти этажного дома по ул. Конева, д. 12;

- принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-ти этажного дома по ул. Конева, д. 12, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу № А46-11883/2013 заявленные обществом требования удовлетворить полностью: признано незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 28.06.2013 № 1321-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Вега» в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска».

Суд обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:

- оформить результаты выбора земельного участка площадью 45 000 кв.м. актом о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-ти этажного дома по ул. Конева, д. 12;

- принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-ти этажного дома по ул. Конева, д. 12, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано на неправомерность выводов суда первой инстанции о том, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность выставочного зала на испрашиваемом земельном участке.

Также податель жалобы считает невозможным данный способ восстановления нарушенного права в виде принятие решения о предварительном согласовании места размещения объект, поскольку это противоречит требованиям Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах», вступившего в силу 29.06.2013.

Таким образом, вывод суда о том, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность выставочного зала на испрашиваемом земельном участке не основан на нормах действующего законодательства.

Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО «Вега» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу № А46-11883/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

30.12.2011 ООО «Вега» обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением № 0202/14365 о выборе земельного участка, площадью 45 000 кв.м., для строительства выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-ти этажного дома по ул. Конева, д. 12 и предварительном согласовании места размещения данного объекта.

На момент обращения с заявлением Главное управление по земельным ресурсам Омской области являлось компетентным органом, полномочным рассматривать заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков и принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка согласно Положению о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденному указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95.

Указом Губернатора Омской области Главное управление по земельным ресурсам Омской области ликвидировано.

В связи с этим соответствующими функциями был наделен департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска. Так согласно решению Омского Городского Совета от 27.02.2013 № 111 в Положение о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска были внесены изменения, согласно которым департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта как в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, так и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Испрашиваемый ООО «Вега» земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

28.06.2013 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска вынесено распоряжение № 1321-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Вега» в размещении выставочного зала по улице Конева в Кировском административном округе г. Омска».

Полагая, что распоряжение № 1321-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Вега» в размещении выставочного зала по улице Конева в Кировском административном округе г. Омска» от 28.06.2013 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

10.12.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое заинтересованным лицом решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Испрашиваемый земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Из чего следует, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта.

Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденному решением Омского городского Совета от 11.04.2013 №3, определено, что в функции Департамента в сфере земельных отношений входит (пункт 19):

- обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства;

- разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;

- в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:

- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А70-11330/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также