Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2014 по делу n А70-8768/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 февраля 2014 года

Дело № А70-8768/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-393/2014) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.11.2013 по делу № А70-8768/2013 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью МК «Альтаир» (ОГРН 1107232037890, ИНН 7203252905) к Департамента имущественных отношений Тюменской области о признании незаконными действий по принятию изложенного в сообщении от 23.05.2013 № 130523007/10-2 решения об отказе в предоставлении в аренду на 3 года земельного участка площадью 10243 кв.м для размещения объекта рекреационного назначения в г.Тюмени, район оз.Нижнее Кривое,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента имущественных отношений Тюменской области – Ковалева Н.А. по доверенности от 29.08.2013 № 118/08-3-Д;

от общества с ограниченной ответственностью МК «Альтаир» - Ясько Д.В. по доверенности от 09.08.2013).

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью МК «Альтаир» (далее- заявитель, ООО МК «Альтаир», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными действий по принятию изложенного в сообщении от 23.05.2013 № 130523007/10-2 решения об отказе в предоставлении в аренду на 3 года земельного участка площадью 10243 кв.м для размещения объекта рекреационного назначения в г.Тюмени, район оз.Нижнее Кривое, и о возложении на Департамент обязанности предоставить данный участок в аренду с заключением договора аренды земельного участка.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.11.2013 по делу № А70-8768/2013 заявленные ООО МК «Альтаир» в сообщении от 23.05.2013 № 130523007/10-2 требования удовлетворены.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в предоставлении в аренду на 3 года земельного участка площадью 10243 кв.м для размещения объекта рекреационного назначения в г.Тюмени, район оз.Нижнее Кривое, изложенный в сообщении от 23.05.2013 № 130523007/10-2, не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывал на то, что ООО МК «Альтаир» обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих процедуру предварительного согласования места размещения объекта только в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, а поскольку испрашиваемый земельный участок не может быть использован для строительства, следовательно, оспариваемый отказ, изложенный в сообщении от 23.05.2013 № 130523007/10-2, является законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ООО МК «Альтаир» с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 14.12. 2012 № 4039-з Обществу предварительно согласовано место размещения объекта рекреационного назначения в г. Тюмени, в районе оз. Нижнее Кривое на основании акта о выборе земельного участка для строительства от 22.05.2012 № 200, а также утверждена схема расположения земельного участка от 16.11.2012 № 12/с-650 (т. л.д. 48-50).

В соответствии с пунктом 3 указанного решения Департамента от 14.12.2012 № 4039-з Обществу необходимо было обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет и предоставить Департаменту межевой план и кадастровый паспорт земельного участка.

По результатам кадастровых работ земельный участок 07.03.2013 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 73:23:0101001:3715, площадью 10243 кв.м., местоположение Тюменская область, г. Тюмень, в районе оз. Нижнее Кривое, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта рекреационного назначения (т.1 л.д. 100-102).

12.03.2013 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 1,02 га для размещения объекта рекреационного назначения, расположенного по адресу: г. Тюмень, в районе оз. Нижнее Кривое. К заявлению Общество приложило межевой план и кадастровый паспорт земельного участка (т.1 л.д. 32-33).

По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил Обществу письмо от 23.05.2013 № 130523007/10-2 «О предоставлении информации», в котором сообщил о принятом решении Совместной комиссии от 24.04.2013 об отказе Обществу в предоставлении в аренду на 3 года испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в соответствии с генеральным планом города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы, данный участок размещен в зоне озелененных территорий общего пользования, в указанной территориальной зоне согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основного вида разрешенного использования участка может быть установлено только размещение скверов, бульваров, парков; на испрашиваемом участке расположены зеленые насаждения, снос которых допускает только в определенных случаях (т. л.д.8-9).

Полагая, что отказ в предоставлении в аренду на 3 года испрашиваемого земельного участка является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

19.11.2013 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.

В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Нормы настоящей статьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется двумя способами: 1) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В данном случае первым этапом в процедуре предоставления земельного участка является выбор земельного участка и принятие компетентным органом в порядке, установленном в статье 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.

Из смысла приведенных норм следует, что на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 14.12.2012 № 4039-з Обществу предварительно согласовано место размещения объекта рекреационного назначения в г. Тюмени, в районе оз. Нижнее Кривое на основании Акта о выборе земельного участка для строительства от 22.05.2012 № 200, а также утверждена схема расположения земельного участка от 16.11.2012 № 12/с-650 (т.1 л.д. 48-50).

По результатам кадастровых работ земельный участок 07.03.2013 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 73:23:0101001:3715, площадью 10243 кв.м., местоположение Тюменская область, г. Тюмень, в районе оз. Нижнее Кривое, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта рекреационного назначения (л.д. 100-102).

 Между тем, из заявления Общества от 12.03.2013 не усматривается, что участок испрашивался Обществом в аренду для строительства (л.д. 32, 121). В Акте о выборе земельного участка для строительства № 200 от 22.05.2013 также указано, что на земельном участке предварительно согласовывается размещение объекта рекреационного назначения (т.1 л.д. 10-21).

Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Однако наличие такого решения, а также акта выбора с полученными согласованиями не препятствует обращению Общества с заявлением о предоставлении этого же участка для целей, не связанных со строительством.

Вывод Департамента о том, что испрашиваемый заявителем участок планируется Обществом для строительства, основан лишь на предположениях. Какие-либо доказательства того, что Общество будет использовать данный участок способом, противоречащим разрешенному использованию «для размещения объекта рекреационного назначения» в материалах дела отсутствуют.

Как следует из материалов дела, разрешенным использованием испрашиваемого Обществом земельного участка является размещение объекта рекреационного назначения. Общество просило предоставить данный участок в аренду для размещения пляжа в районе оз. Нижнее Кривое г. Тюмени.

Отказ в предоставлении Обществу в аренду на 3 года испрашиваемого земельного участка мотивирован тем, что в соответствии с генеральным планом города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы, данный участок размещен в зоне озелененных территорий общего пользования, в указанной территориальной зоне согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основного вида разрешенного использования участка может быть установлено только размещение скверов, бульваров, парков; на испрашиваемом участке расположены зеленые насаждения, снос которых допускает только в определенных случаях (т. л.д.8-9).

Между тем, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2014 по делу n А70-6280/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также