Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу n А46-13484/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

18 февраля 2014 года

                                                      Дело №   А46-13484/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  13 февраля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  18 февраля 2014 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Кливера Е.П.,

судей  Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-74/2014) Администрации города Омска (далее – Администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 28.11.2013 по делу № А46-13484/2013 (судья Глазков О.В.), принятое

по заявлению Администрации

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – УФАС по Омской области, Управление, антимонопольный орган),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – Департамент), открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» (далее – ОАО «МРСК Сибири»),

о признании незаконным решения от 01.08.2013 № 05/14-13 и предписания от 01.08.2013 № 05/14-13,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Администрации – представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от УФАС по Омской области – Стогова Ю.В. по доверенности № 17-05/ЮС от 11.02.2014 сроком действия до 31.12.2014 (удостоверение);

от Департамента – Якимова Т.Ю. по доверенности № 39 от 14.08.2013 сроком действия один год (удостоверение);

от ОАО «МРСК Сибири» – Голушкова Д.А. по доверенности № 101Н/5 от 02.07.2013 сроком действия по 25.06.2016 (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации),

установил:

Администрация города Омска обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области о признании незаконным решения комиссии УФАС по Омской области от 01.08.2013 № 05/14-13 и предписания комиссии УФАС по Омской области от 01.08.2013 № 05/14-13.

Определением Арбитражного суда Омской области от 01.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и ОАО «МРСК Сибири».

Решением Арбитражного суда Омской области от 28.11.2013 в удовлетворении требований Администрации отказано.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по подготовке заключения о соответствии земельного участка санитарным нормам и правилам действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, а не на лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства и обратившееся в соответствующий орган с заявлением о выборе земельного участка, поэтому требовании заявителя о предоставлении ОАО «МРСК Сибири» в Департамент санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии земельных участков, выбранных для размещения линейных объектов (линий электропередачи (ВЛ-10 кВ, ВЛИ-0,4 кВ) и трансформаторных подстанций (ТП-10/0,4 кВ), санитарным нормам и правилам препятствуют осуществлению деятельности ОАО «МРСК Сибири», как сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Омской области, и нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области отменить, принять по делу новый судебный акт.

Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель ссылается на то, что у Департамента, как и у Администрации, отсутствуют денежные средства, необходимые для проведения санитарно-гигиенической экспертизы в организациях, аккредитованных в установленном порядке. Кроме того, заявитель указывает на то, что требование антимонопольного органа, определенное в предписании от 01.08.2013 № 05/14-13, об осуществлении Администрацией мероприятий по обеспечению выбора земельных участков, является незаконным, и его предъявление не входит в полномочия УФАС по Омской области, поскольку действия Департамента, связанные с осуществлением выбора земельного участка, являлись предметом рассмотрения Арбитражного суда Омской области в рамках судебных дел, по результатам разрешения которых были приняты судебные акты, обязывающие Департамент совершить, в том числе, указанные выше действия.

ОАО «МРСК Сибири» и УФАС по Омской области в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Департамент письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОАО «МРСК Сибири» и УФАС по Омской области, поддержали позицию, сформулированную в письменных отзывах на апелляционную жалобу, выразили согласие с решением суда первой инстанции, в то время как представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации, и просил удовлетворить требования жалобы.

Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявляла.

В связи с этим суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотрел апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя подателя апелляционной жалобы.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В УФАС по Омской области поступило заявление (вх. от 29.05.2013 № 5093) ОАО «МРСК Сибири» от 29.05.2013 № 1.5/35-17/3824-исх о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства, которое выразилось в направлении в адрес ОАО «МРСК Сибири» письма от 28.04.2012 № 10/4208 о предоставлении санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии испрашиваемых для строительства линий электропередачи земельных участков санитарным нормам и правилам, а также в непредоставлении ОАО «МРСК Сибири» актов о выборе земельных участков для строительства электросетевых объектов по заявлениям ОАО «МРСК Сибири» (т.1 л.д.60-65).

По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией УФАС по Омской области вынесено решение от 01.08.2013 по делу № 05/14-13 (т.1 л.д.16-33).

Пунктом 1 указанного решения действия Администрации в лице Департамента, выразившиеся в предъявлении к ОАО «МРСК Сибири» требования (оформленного в письме от 28.04.2012 № 10/4208) о предоставлении в Департамент санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии испрашиваемых для строительства линейных объектов земельных участков санитарным нормам и правилам по соответствующим заявлениям ОАО «МРСК Сибири» (перечень которых содержится в резолютивной части оспариваемого решения – т.1 л.д.28-33), признаны препятствующими осуществлению деятельности ОАО «МРСК Сибири», как сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Омской области, и нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 решения от 01.08.2013 по делу № 05/14-13 Администрации в лице Департамента выдано предписание от 01.08.2013 № 05/14-13 о прекращении необоснованного требования о предоставлении ОАО «МРСК Сибири» санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии испрашиваемых земельных участков санитарным нормам и правилам по вышеуказанным заявлениям ОАО «МРСК Сибири», препятствующего осуществлению деятельности ОАО «МРСК Сибири», как сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Омской области, и нарушающего пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

При этом пунктом 2 предписания от 01.08.2013 № 05/14-13 Администрации предписано в трехмесячный срок со дня получения такого предписания осуществить мероприятия по обеспечению выбора земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства, по заявлениям ОАО «МРСК Сибири», перечисленным в пункте 1 резолютивной части решения от 01.08.2013 № 05/14-13 (т.1 л.д.34-40).

Полагая, что решение от 01.08.2013 № 05/14-13 и предписание от 01.08.2013 № 05/14-13 вынесены Управлением с нарушениями положений действующего законодательства и являются незаконными, Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.

28.11.2013 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольный орган выполняет, в том числе, функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Из пунктов 1, 2 части 1 статьи 23 и части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ следует, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает обязательные для исполнения предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 данного Федерального закона.

При этом пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предусмотрено, что данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, действия (бездействие) органов власти могут быть квалифицированы как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ) в случае наличия причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и реальными либо возможными последствиями в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке.

В силу части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно пунктам 1, 19 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим в сфере земельных отношений функции по обеспечению выбора земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу n А46-9288/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также