Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу n А70-9852/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 февраля 2014 года

                                                Дело № А70-9852/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 февраля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12204/2013) открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Север» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.12.2013 по делу № А70-9852/2013 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Север» (ОГРН 1027200785677, ИНН 7203058440) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области об оспаривании постановления от 13.08.2013 № А 13/159,

при участии в судебном заседании представителей:  

от открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Север» - Просяник Александр Иванович по доверенности № 43/14-2 от 01.01.2014 (паспорт серия 7199 № 08903 выдан 06.12.1999, сроком действия по 30.06.2014);

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

установил:

 

открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Север» (далее – общество, ОАО «Газпром газораспределение Север», заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту – управление, административный орган, Тюменское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 13.08.2013 № А13/159 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.12.2013 по делу № А70-9852/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, что послужило причиной его апелляционного обжалования обществом.

Восьмым арбитражным апелляционным судом установлено, что в порядке исполнения приказа ФАС России от 26.01.2011 № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» и постановления Правительства РФ от 25.01.2011 № 20, которым утверждены Правила представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, антимонопольным органом выявлен факт нарушения обществом требований части 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту - Закон об энергосбережении) о направлении потребителям природного газа предложения об оснащении приборами учета используемого природного газа.

Тюменским УФАС России по данному факту в отношении заявителя 26.06.2013 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в бездействии указанного юридического лица усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а 13.08.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.

Считая привлечение ответственности неправомерным, ОАО «Газпром газораспределение Север» оспорило постановление административного органа в арбитражном суде.

Суд не усмотрел оснований для признания незаконным спорного постановления антимонопольного органа, поскольку установил в действиях общества событие и вину в допущении вменяемого правонарушения. Выводы суда основаны на наличии у ОАО «Газпром газораспределение Север» обязанности по направлению предложений об оснащении приборами учета используемого природного газа. Также судом отклонены как не доказанные и противоречащие материалам дела доводы заявителя относительно соблюдения обществом установленных Законом об энергосбережении требований, равно как доводы об отсутствии вины. Позицию общества о несоблюдении административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) суд признал несостоятельной и не влияющей на законность оспариваемого ненормативного правового акта.

В апелляционной жалобе ОАО «Газпром газораспределение Север» просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считая выводы суда ошибочными.

Общество полагает, что в данном случае антимонопольным органом была проведена проверка соблюдения Закона об энергосбережении, в связи с чем последнему следовало соблюсти положения Закона № 294-ФЗ в части оснований и порядка проведения проверки, чего сделано не было.

Податель жалобы следующим образом обосновывает свои доводы: обществом выполнены предписания Закона об энергосбережении путем направления соответствующих предложений потребителям; ввиду отсутствия доказательств обратного, все потребители, которым должны быть направлены предложения, имеют узлы учета газа; подключение к сетям газоснабжения производится только при наличии у потребителя узла учета газа; вина заявителя отсутствует, так как между обществом и лицами, которым должно быть направлено предложение об оснащении приборами учета, не заключены договоры, в связи с чем ОАО «Газпром газоснабжение Север» не имеет данных о лицах, которым необходимо направить соответствующие уведомления; для получения информации о потребителях газа общество обращалось к поставщику газа (однако информация не представлена) и заключило с поставщиком газа соглашение, предусматривающее обязанность поставщика направить соответствующее предложение потребителям.

Антимонопольным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний отклоняет доводы заявителя, указывает на наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения как законное и обоснованное.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ОАО «Газпром газораспределение Север», поддержавшего доводы жалобы. Административный орган, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении не заявил, что по правилам части 3 статьи 156 и части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует проведению судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.

Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность по направлению лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 названного выше закона (собственники жилых домов, дачных домов, садовых домов, собственники помещений в многоквартирных домах), предложения об оснащении объектов приборами учета природного газа.

Судом первой инстанции верно определено, что в соответствии с частями 9, 10 статьи 13 Закона об энергосбережении существование у организации обязанности по направлению предложений об оснащении приборами учета поставлено в зависимость от осуществления организацией деятельности по снабжению энергетическим ресурсом и (или) его передачи и наличия у организаций сетей инженерно-технического обеспечения, имеющих непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В рассматриваемом случае общество с учетом статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением от 17.05.2002 № 317, является газораспределительной организацией, представляющей услуги по транспортировке газа от магистральных газовых сетей непосредственно до конечного потребителя. Следовательно, заявитель как газораспределительная организация, осуществляющая передачу природного газа, а также как лицо, владеющее объектами газораспределительной системы, имеющими непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемого природного, обязано было направить соответствующим потребителям предложения об оснащении объектов приборами учета природного газа.

Административным органом и судом первой инстанции установлен факт неисполнения заявителем указанной обязанности, что образует событие правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ.

Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, данные выводы не опровергают.

В том числе суд апелляционной инстанции отмечает непоследовательность и противоречивость позиции заявителя, указывающего в жалобе: об отсутствии у него обязанности по уведомлению потребителей; об оснащении всех потребителей приборами учета; о присоединении потребителей к сетям газоснабжения при наличии узлов учета; о направлении потребителям предложений об оснащении приборами учета газа; об отсутствии у общества информации относительно потребителей, которым должны быть направлены предложения.

Кроме того, данные доводы повторяют позицию общества, изложенную в суде первой инстанции, надлежащим образом оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены.

А именно, доводы об оснащении приборами учета всех потребителей в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ голословен и не подтвержден никакими доказательствами. Напротив, опровергается представленными в материалы дела сведениями об оснащенности жилого фонда приборами учета по Тюменской области по состоянию на 01.01.2013 (т. 2 л.д. 136), согласно которым 36 558 объектов не оснащены приборами учета. Аналогичные сведения также усматриваются из письма ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» от 08.08.2013 № 17/07/12268.

Факт уведомления потребителей посредством направления им квитанций на оплату газа с апреля 2010г. по июль 2010г. с

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу n А75-6340/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также