Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А46-8985/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 февраля 2014 года

                                                     Дело №   А46-8985/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  06 февраля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 февраля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шаровой Н.А.

судей  Зориной О.В., Смольниковой М.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-11024/2013) бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова» на решение Арбитражного суда Омской области от 16 октября 2013 года по делу №  А46-8985/2013 (судья Луговик С.В.), принятое по иску бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова»  (ОГРН 1035507000935, ИНН 5504004973) к  Военному комиссариату Омской области (ОГРН  1025500745270, ИНН  5503019462) о взыскании 311 783 руб. 66 коп.,

при участии в судебном заседании представителей: 

от бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова»  - представитель Кандалинцева В.А. (паспорт, по доверенности № 109-С от 05.02.2014);

от Военного комиссариата Омской области – представитель Сергеева Е.Б. (удостоверение  № 002, по доверенности от 26.05.2011);

установил:

 

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова»  (далее – БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова», истец, податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Военному комиссариату Омской области (далее - ответчик) о взыскании задолженности в сумме 311 783 руб. 66 коп.

Решением Арбитражного суда Омской области от 16 октября 2013 года по делу №  А46-8985/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова» в апелляционной жалобе  просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что суммы средней заработной платы, выплачиваемые врачам - специалистам в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией закона № 53-ФЗ являются выплатами, осуществляемыми работодателем в оплату труда по трудовому договору (составной частью заработной платы), а не являются компенсационными выплатами, не подлежащими налогообложению. Считает, что ответчик должен учесть при  компенсации расходов не только средний заработок, но и соответствующие начисления на фонд оплаты труда, как это изложено в подпункте 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12. 2004 № 704).

Военный комиссариат Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Военного комиссариата Омской области пояснил, что поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просит оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене, а заявленные исковые требования  -  подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

31.01.2012 БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова» (исполнитель) и Военный комиссариат Омской области заключили договор № 192, по условиям которого исполнитель обязуется для проведения освидетельствования граждан направить заказчику врачей специалистов – членов комиссии, в соответствии со ст. 5.1. Федерального закона от 28.02.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для работы в отделах Военного комиссариата Омской области районов Омской области и административных округах города Омска.

Ответчик, в свою очередь, обязуется возмещать исполнителю расходы в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова» оказаны соответствующие услуги.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, включая акты сдачи приема выполненных работ, составленных при участии сторон договора, а также не оспаривается ответчиком.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что Военный комиссариат Омской области оплатил оказанные услуги за вычетом единого социального налога и страховых взносов.

Истец подтвердил позицию ответчика, но пояснил, что спорным моментом является оплата оказанных истцом услуг указанному выше договору, поскольку по утверждению истца ВК Омской области произвел оплату не в полном объеме ( за исключением единого социального налога и страховых взносов), в связи с чем за ответчиком образовалась задолженность перед БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова» в сумме 311 783 руб. 66 коп.

Суд апелляционной инстанции, оценив указанные возражения подателя жалобы,  считает их обоснованными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

Компенсация расходов, понесенных организациями в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 настоящих Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 №333)  компенсации подлежат расходы организаций, связанные  с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе в работе (занятиях по подготовке к работе) в составе аппарата усиления военных комиссариатов или при поступлении на военную службу по контракту, к месту проведения указанных мероприятий и обратно, с наймом (поднаймом) жилья, выплатой командировочных (суточных), а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).

Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции, действовавшей в 2009 году), расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию (пункт 1). Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2). Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя (пункт 2 статьи 21 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Как видно из приведенных выше положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №704 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», работающим гражданам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности  выплачивается (по месту постоянной работы)  средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.

В связи с тем, что в самом Законе и принятом в соответствии с ним уполномоченным органом – Правительством РФ – нормативном правовом акте выплаты прямо определены как «средний заработок», суды должны исходить из этих императивных норм, и квалифицировать эти выплаты иначе, чем средний заработок (с соответствующими начислениями на фонд оплаты труда), не вправе. Поэтому отпадает сама возможность правоприменителю изменять правовую природу названных выплат.

Суд апелляционной инстанции учитывает при этом и изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.09.2011 №4922/11 правовую позицию, согласно которой, законодательное закрепление положений о том, что работник освобождается от работы в определенный день и при этом за работником сохраняется средний заработок, означает, что работнику за этот день выплачивается заработная плата.

Указанные положения согласуются с нормами Трудового кодекса РФ.

В соответствии с частью первой статьи 170 Трудового кодекса РФ («Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей») работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места постоянной работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Часть первая статьи 170 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) носит гарантийный характер (Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2009 №75-О-О).

Гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав и обязанностей в области социально-трудовых отношений (часть первая статьи 164 ТК РФ).

 Как установлено в статье 165 ТК РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (в том числе гарантии по оплате труда), работникам предоставляются гарантии  и компенсации в предусмотренных настоящей статьей случаях, в частности, при исполнении государственных или общественных обязанностей. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие) производят работнику выплаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Вне зависимости от иных выплат, которые возможны работнику со стороны органов и организаций, в чьих интересах работник исполняет государственные или общественные обязанности, выплатить таким работникам (в рассматриваемом деле  -  за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда является обязанностью работодателя по месту постоянной работы (о чём прямо указано в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №704 Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). И эти выплаты  производятся за счет работодателя (часть вторая статьи 165 ТК РФ).

Соответственно, как и установлено в пунктах 1, 2  статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции, действовавшей в 2009 году), расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Выплата работодателем по месту постоянной работы своему работнику за время его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности среднего заработка с учетом начисленных на фонд оплаты труда страховых взносов имеет характер гарантии и исключает возможность толковать эти выплаты в качестве «компенсации». В соответствии с частью второй статьи 164 ТК РФ компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Очевидно, что сам средний заработок не может пониматься под предусмотренными в статье 164 ТК РФ и не входящими в систему оплаты труда компенсационными выплатами,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А81-4613/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также