Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А46-9028/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 06 февраля 2014 года Дело № А46-9028/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Грязниковой А.С., судей Кудриной Е.Н., Литвинцевой Л.Р., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепёхиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12088/2013) Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 14.11.2013 по делу № А46-9028/2013 (судья Погосткина Е.А.) по иску открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (ОГРН 1055513053243, ИНН 5507077352) к Министерству финансов Омской области (ОГРН 1045504005414, ИНН 5503078620), третьи лица: Региональная энергетическая комиссия Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области, о взыскании 1 960 378 рублей, при участии в судебном заседании представителей: от Министерства финансов Омской области – представитель Каурова С.А. по удостоверению, по доверенности № 10-01/2192 от 29.04.2013 сроком действия 1 год, от открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» - представитель Ковалев И.В. по доверенности № 83/2 от 17.12.2013 сроком действия по 31.12.2014, от Министерства развития транспортного комплекса Омской области – представитель Притужалова И.Р. по доверенности № МРТК-386 от 13.12.2013 сроком действия 3 года, от Региональной энергетической комиссии Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области – представители не явились, установил: открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (далее по тексту – ОАО «ПАТП №2», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Омской области в лице Министерства финансов Омской области (далее по тексту – Минфин Омской области, ответчик) о взыскании за счет казны Омской области 1 960 378 рублей убытков, причиненных изданием РЭК Омской области не соответствующего закону нормативного акта. Определением Арбитражного суда Омской области от 01.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее по тексту – РЭК Омской области). Определением Арбитражного суда Омской области от 20.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области. Решением Арбитражного суда Омской области от 14.11.2013 по делу № А46-9028/2013 с субъекта Российской Федерации – Омской области в лице Минфина Омской области за счет казны Омской области в пользу ОАО «ПАТП №2» взыскан 1 960 378 рублей убытков, а также 32 604 рубля государственной пошлины. Возражая против принятого судом решения, Минфин Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм процессуального права. При этом ответчик указывает, что надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу должен являться главный распорядитель средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности – РЭК Омской области, а не финансовый орган публично-правового образования – Минфин Омской области. Судом необоснованно отклонено ходатайство Минфин Омской области об отложении с целью предоставления доказательства (о проведении проверки соблюдения порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов от оказания услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам и иных вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе фактического показателя перевезенных в отчетном периоде пассажиров). ОАО «ПАТП №2» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. РЭК Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в него не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в их отсутствие. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минфин Омской области поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. Заявил ходатайство об отложении судебного заседания. Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, против удовлетворения ходатайства ответчика об отложении судебного заседания возражал. Представитель Министерства развития транспортного комплекса Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, просит решение отменить, апелляционную жалобу Минфин Омской области – удовлетворить. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 158 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об отложении судебного заседания и отклоняет его по основаниям, которые изложены в мотивировочной части данного постановления. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, выслушав явившихся представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения. Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, РЭК Омской области издан приказ от 24.11.2011 № 305/57, согласно пунктам 1 и 2 которого ОАО «ПАТП №2» был установлен предельный тариф за разовую поездку пассажиров (независимо от ее протяженности) в автобусах в городе Омске в размере 13,65 руб., а так же предельный тариф на перевозку пассажиров автобусами в пригородном сообщении за каждый километр пути за чертой города Омска в размере 1,92 руб. Решением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2012 по делу № А46-22223/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2012, признаны недействующими пункты 1 и 2 приказа РЭК Омской области от 24.11.2011 № 305/57, в части установления ОАО «ПАТП№ 2» предельного тарифа за разовую поездку пассажиров (независимо от ее протяженности) в автобусах в городе Омске в размере 13,65 руб., и предельного тарифа на перевозку пассажиров автобусами в пригородном сообщении за каждый километр пути за чертой города Омска в размере 1,92 руб. Во исполнение указанного решения Арбитражного суда Омской области, РЭК Омской области был издан приказ от 25.09.2012 № 149/43, согласно которому ОАО «ПАТП № 2» был установлен предельный тариф за разовую поездку пассажиров (независимо от ее протяженности) в автобусах в городе Омске в размере 14,30 руб., а так же предельный тариф на перевозку пассажиров автобусами в пригородном сообщении за каждый километр пути за чертой города Омска в размере 2,03 руб. В соответствии с пунктом 8 Порядка предоставления субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на 2012 - 2014 годы (утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 25.01.2012 № 12-п), (далее по тексту - Порядок предоставления субсидий) размер субсидии определяется как разница между расчетным доходом и доходом перевозчика, полученным в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам. Расчетный доход перевозчика определяется как произведение фактического показателя перевезенных в отчетном периоде пассажиров (пассажирооборота), не превышающего количества пассажиров (пассажирооборота), определенного органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов, и экономически обоснованной стоимости одной поездки (пассажиро-километра), рассчитываемой органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов. Под доходом перевозчика, полученным в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа, понимаются доходы от реализации проездных (перевозочных) документов и доходы от предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду в соответствии с законодательством, рассчитанные исходя из фактически перевезенного количества указанных граждан. При продаже проездных билетов длительного пользования фактический показатель перевезенных пассажиров (пассажирооборот) определяется исходя из цены общего проездного билета длительного пользования и тарифа за одну поездку (пассажиро-километр), установленного органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов. На протяжении 2012 – 2013 годов ОАО «ПАТП № 2» неоднократно обращалось в Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о перерасчете субсидий за период с 01.01.2012 по 31.08.2012, в связи с увеличением экономически обоснованной стоимости одной поездки (пассажиро-километра), однако в перерасчете субсидий было отказано, поскольку приказ РЭК Омской области от 25.09.2012 № 149/43 вступил в силу 09.10.2012. В связи с указанными обстоятельствами и изданием РЭК Омской области не соответствующего закону нормативного акта, признанного впоследствии недействующим, по мнению ОАО «ПАТП № 2», ему были причинены убытки в сумме 1 960 378 рублей, в виде неполученных субсидий из бюджета Омской области на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, за период с 01.01.2012 по 31.08.2012, составляющих разницу между предельным тарифом за разовую поездку пассажиров (независимо от ее протяженности) в автобусах в городе Омске 13,65 и 14,30 руб., а так же предельным тарифом на перевозку пассажиров автобусами в пригородном сообщении за каждый километр пути за чертой города Омска 1,92 и 2,03 руб. По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лицо, требующее возмещения убытков, в силу норм статей 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) должно доказать противоправный характер действий ответчика, наличие и размер убытков, причинно-следственную связь между противоправными действиями и понесенными убытками. Руководствуясь положениями статей 12-13, 15-16, 1069 ГК РФ, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2005 №244-0, и разъяснений, данных в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции правильно квалифицировал предъявленную ко взысканию сумму субсидий, недополученных ОАО «ПАТП № 2» из бюджета Омской области в период с 01.01.2012 по 31.08.2012 в результате занижения тарифов на проезд РЭК Омской области, как убытки, причиненные в результате издания органом власти Омской области нормативного правового акта, не соответствующего закону, и подлежащие возмещению как расходы истца, направленные на восстановление нарушенного права. Как разъяснено в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» отмечено, что согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 212-п, РЭК Омской Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А75-8284/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|