Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А70-9725/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 06 февраля 2014 года Дело № А70-9725/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Смольниковой М.В., судей Семёновой Т.П., Шаровой Н.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11358/2013) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18 октября 2013 года по делу № А70-9725/2013 (судья Вебер Л.Е.), принятое по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) к индивидуальному предпринимателю Сало Алексею Сергеевичу (ОГРН 304721433000065, ИНН 721400811744) об изменении договора аренды земельного участка № 281от 26.12.2007, в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества в Тюменской области, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к индивидуальному предпринимателю Сало Алексею Сергеевичу (далее – ИП Сало А.С., ответчик) о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 281 от 26.12.2012: пункт 4.1 раздела 4 договора изложить в следующей редакции: «В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности Российской Федерации» и согласно Отчету об оценке от 07.03.2012 № 29/02-12/7, выполненного ООО «Эксперт» размер арендной платы с 20.04.2012 устанавливается в размере 101 920 (сто одна тысяча девятьсот двадцать) рублей в год»; пункт 5.2 раздела 5 договора изложить в следующей редакции: «За нарушение срока внесения арендной платы по договору Арендатор выплачивает Арендодателю пени из расчета 0,1% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки. Пени перечисляются в порядке, предусмотренном пунктом 4.2. договора». Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.10.2013 по делу № А70-9725/2013 исковые требования оставлены без удовлетворения. ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы истец указал на то, что арендная плата по договору аренды должна быть рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, что явилось необходимостью ТУ Росмущества в Тюменской области привести договор аренды земельного участка № 281 от 26.12.2012 в соответствии с действующим законодательством. Стороны не лишены права требовать друг у друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор. От ИП Сало А.С. поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором ответчик возражает против её удовлетворения, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции. Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу № А70-9425/2013 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 30.01.2014. Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса. Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность принятого решения в порядке статей 266, 268 АПК РФ и не установил оснований для его отмены. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование своих требований истец ссылается на то, что 26.12.2007 между Голышмановским муниципальным районом (Арендодатель) и Сало Алексеем Сергеевичем (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 281, в соответствии с которым Арендодатель передал Арендатору земельный участок площадью 2955 кв.м, расположенный по адресу: Тюменская область, Голышмановский район, р.п. Голышманово, ул. Вокзальная, 122, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 72:07:09 01 092:0007. В соответствии с пунктом 4.1 договора аренды земельного участка № 281 от 26.12.2012 размер арендной платы указан в Приложении № 2 к договору. По условиям пункта 4.3 договора изменение размера арендной платы производится арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения действующего законодательства и иных нормативных актов. В пункте 6.1 договора предусмотрено, что все изменения и дополнения к настоящему договору осуществляются на основании письменного соглашения сторон (за исключением случаев, указанных в пункте 4.3 договора) и подлежат обязательной государственной регистрации. В соответствии с пунктом 7.2 договора срок его действия определен с 20.12.2007 по 19.12.2047. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области 12.03.2008. 01.07.2011 ТУ Росмущества в Тюменской области, Голышмановским муниципальным районом и Сало А.С. подписано соглашение о переводе на ТУ Росмущества в Тюменской области прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка № 281 от 26.12.2007. Земельный участок принадлежит Российской Федерации на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности 72 НК 069065 от 02.11.2005 (пункт 1.2. соглашения). Согласно пункту 5 соглашения от 01.07.2011 размер арендной платы, указанный в договоре аренды земельного участка № 281 от 26.12.2007, распространяется на срок 6 месяцев с момента регистрации настоящего соглашения. После 6 месяцев с момента регистрации настоящего соглашения арендатор обязуется производить оплату согласно Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Соглашение зарегистрировано 19.10.2011. Согласно отчету об оценке объекта № 29/02-12/7 от 07.03.2012, выполненному ООО «Эксперт», по заказу ТУ Росмущества в Тюменской области, величина годовой арендной платы за пользованием земельным участком, являющимся предметом договора аренды земельного участка № 281 от 26.12.2007 составила 101 920 руб., что существенно выше, чем согласовано в Приложении № 2 к договору. Письмом № 1806/09 от 20.03.2013 арендодатель направил ответчику проект дополнительного соглашения о внесении изменений в договор в связи с проведением рыночной оценки стоимости земельного участка, которое ИП Сало А.С. не подписано, что явилось основанием для обращения ТУ Росмущества в Тюменской области с иском в суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, руководствовался статьями 4, 450, пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из отсутствия обратной силы у нормативного правового акта по отношению к ранее заключенному договору. Судом указано, что Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» принято после заключения договора аренды земельного участка и в нем отсутствует прямое указание на то, что действие этого нормативного правового акта распространяется на правоотношения, возникшие из ранее заключенного договора. Также истец не представил доказательств существенного нарушения ответчиком условий договора, не доказал существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. То обстоятельство, что размер арендной платы по спорному договору в настоящее время отличается в меньшую сторону от арендной платы, рассчитанной на основании рыночной стоимости земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не является основанием для изменения договора аренды в судебном порядке. Повторно оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют по иным мотивам. Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ). Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление Правительства от 16.07.2009 № 582). К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Постановлением Правительства от 16.07.2009 № 582 утверждены правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 № 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства от 16.07.2009 № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. В определении ВАС РФ от 18.10.2013 №ВАС-9707/13 изложена аналогичная правовая позиция. Из пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.01.2013 № 13) также следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу ЗК РФ, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А70-8474/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|