Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2009 по делу n А75-4812/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Омск

09 февраля 2009 года

                                                Дело №   А75-4812/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  02 февраля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  09 февраля 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Шаровой Н.А.,

судей  Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6449/2008) открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30.10.2008 по делу №  А75-4812/2008 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по иску Департамента Лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к открытому акционерному обществу «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» о взыскании 91 074 рублей  39 копеек,

В судебном заседании участвуют представители:

от ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» – представитель Цыганова Т.Я. (паспорт, доверенность в порядке передоверия № 86-01/673540 от 13.01.2009 сроком действия до 31.12.2009 год);

от Департамента Лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – представитель не явился;

установил:

Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Департамент лесного хозяйства, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к открытому акционерному обществу «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» (далее – ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология», ответчик) о взыскании 91 074 рублей 39 копеек неустойки за лесонарушение.

Требования мотивированы тем, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» провело неудовлетворительную очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 2,58 га. (смешанные насаждения), чем нарушило Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1998 № 551 (далее – Правила отпуска древесины на корню).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.10.2008 по делу №А75-4812/2008 исковые требования удовлетворены, с ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» в доход федерального бюджета взыскано 91 074 рубля 39 копеек неустойки за лесонарушение, а также 3 232 рубля 24 копейки – государственной пошлины.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Так податель жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно взыскал повторно неустойку за одно и то же нарушение, что противоречит статье 50 Конституции Российской Федерации. Также считает, что неустойка предъявлена после истечения срока действия лесорубочного билета, что нарушает требования пункту 63 Правил отпуска древесины на корню.

Кроме того, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» ссылается на то, что Правила отпуска древесины на корню утратили законную силу с 01.04.2008. В день проведения 08.07.2008 повторного освидетельствования Правила отпуска древесины на корню не действовали, соответственно неустойка истцом начислена на основании нормативного акта, признанного утратившим силу, без учета статьи 54 Конституции Российской Федерации. Нормативно-правовыми актами во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации ответственность в виде взыскания неустойки за нарушение требований лесного законодательства не предусмотрена.

Департамент лесного хозяйства представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что решение вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права. Неустойка начислена за лесонарушение по Правилам отпуска древесины на корню, действующим в момент совершения правонарушения.

Представитель Департамента лесного хозяйства, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя истца.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Нижневартовским лесхозом Охтеурского лесничества 30.05.2007 был выдан ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» лесорубочный билет № 96 на рубку растущей и сухостойной древесины в квартале 267. Срок окончания заготовки и вывозки 31.12.2007.

20.05.2008 по окончанию срока действия лесорубочного билета № 96 было проведено освидетельствование мест рубок, и был составлен акт с указанием допущенных лесопользователем нарушений, выразившихся в неудовлетворительной очистке лесосек на площади 2,58 га.

Актом освидетельствования от 20.05.2008 ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» предписано до 03.06.2008 произвести доочистку мест рубок.

Руководствуясь пунктом 72 Правил отпуска древесины на корю, Департамент лесного хозяйства направил ответчику претензию № 756 от 16.06.2008, в которой содержалось требование о добровольной уплате суммы неустойки в размере 91 074 рубля 39 копеек.

ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» претензию добровольно удовлетворило, перечислило Департаменту лесного хозяйства по платежному поручению № 926 от 16.07.2008 неустойку в размере 91 074 рубля 39 копеек.

04.06.2008 было проведено повторное освидетельствование мест рубок по лесорубочному билету № 96 от 30.05.2007, в результате которого установлено, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» замечания не устранило, ему повторно была начислена неустойка в размере 91 074 рубля 39 копеек.

В акте освидетельствования мест рубок от 04.06.2008 ответчику было предложено устранить выявленные нарушения – провести доочистку мест рубок на площади 2, 58 га. - до 04.07.2008.

08.07.2008 Территориальным управлением «Нижневартовского лесничества» было проведено освидетельствование заготовленной древесины и мест рубок в квартале 267, делянки 1, по лесорубочному билету № 96. По результатам проверки составлен акт освидетельствования мест рубок от 08.07.2008, в котором отражено нарушение: неудовлетворительная очистка лесосек на площади 2,58 га.

ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» предложено произвести доочистку мест рубок до 08.08.2008 и предъявлена неустойка в размере 91 074 рубля 39 копеек.

В связи с тем, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» в добровольном порядке неустойку в размере 91 074 рубля 39 копеек, начисленную по акту освидетельствования мест рубок от 08.07.2008, не уплатило, истец обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что факт нарушения истцом лесохозяйственных требований доказан материалами дела, за установленное актом освидетельствования мест рубок от 08.07.2008 нарушение пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню предусмотрена ответственность лесопользователя в виде взыскания неустойки.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что ответственность в виде взыскания неустойки за совершение лесопользователем правонарушения в данном случае носит длящийся характер и может применяться в случае фиксации факта лесонарушения, в том числе, и за пределами срока действия лесорубочного билета. Нарушения лесохозяйственных требований допущены ответчиком в период действия Правил отпуска древесины на корню.

Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции считает, что суд  первой инстанции  неправильно применил нормы материального права, что привело к принятию неправильного судебного акта.

Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года введен в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006.

В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему законом полномочия, Постановлением от 8 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению № 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению № 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению № 3; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению № 4.

Таким образом, нарушение лесного законодательства может являться основанием для привлечения соответствующего лица к административной, уголовной ответственности  или к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесу.

При этом, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.

В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил отпуска древесины на корню лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названных Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.

Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню.

Таким образом, Правила отпуска древесины на корню после введения в действия Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года подлежат применению в части не противоречащей указанному кодексу.

Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» было признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 года № 169, вступившим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» - 24.03.2008) т.е. с 31.03.2008.

В данном случае, согласно акту освидетельствования мест рубок от 08.07.2008, территориальное управление «Нижневартовского лесничества» проводило контроль за соблюдением ответчиком требований Правил отпуска древесины на корню после окончания срока действия лесорубочного билета № 96, и начисляло ответчику неустойку в размере 91 074 рубля 39 копеек, после того как Правила отпуска древесины на корню утратили силу.

После прекращения действия Правил отпуска древесины на корню, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года и принятые в соответствии с ним нормативные акты, не предусматривают возможности привлечения виновного лица к ответственности за нарушение лесного законодательства в виде взыскания с него неоднократной неустойки.

Следовательно, при установлении лесхозами нарушений лесохозяйственных требований, ими должны быть приняты меры по применению к нарушителю ответственности, предусмотренной статьями 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.

Ссылка Департамента лесного хозяйства на то, что осуществление лесопользования ответчиком происходило на основании лесорубочного билета, который был выписан во время действия Правил отпуска древесины на корню, а новый Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривает правоотношений связанных с лесорубочным билетом, то за нарушение лесохозяйственных требований по лесорубочному билету подлежит применению неустойка, указанная в Правилах отпуска древесины на корню, отклоняется.

Из материалов дела следует, что лесорубочный билет № 96 от 30.05.2007 был выдан ответчику 30 мая 2007 года.

Действительно, правоотношения связанные с вырубкой растущей и сухостойной древесины в квартале № 267 возникли на основании лесорубочного билета № 96, выданного в период действия Правил отпуска древесины на корню. Однако  нарушение лесного законодательства было выявлено территориальным управление «Нижневартовского лесничества» первый раз 20.05.2008, а затем и 08.07.2008, то есть после прекращения действия Правил отпуска древесины на корню.

В силу положений Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, наличие лесорубочного билета,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2009 по делу n А75-6963/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также