Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А46-5689/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 января 2014 года

             Дело № А46-5689/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11389/2013) открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №11» на решение Арбитражного суда Омской области от 19.11.2013 по делу № А46-5689/2013 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №11» (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (ИНН 5503083235, ОГРН 1045504022740) о признании незаконным и отмене постановления № В-053/05-021/2013 от 30.04.2013,

 

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №11» - Дворниченко Татьяна Николаевна по доверенности № 03-03/459 оф от 22.08.2013 сроком действия на один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Вдовина Татьяна Николаевна по доверенности № 03-03/358 оф от 23.04.2013 сроком действия на один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 

установил:

открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №11» (далее по тексту – заявитель, общество, ОАО «ТГК №11») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее по тексту                    – заинтересованное лицо, административный орган, Управление Росприроднадзора по Омской области) о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2013 № В-053/05-021/2013.

Решением Арбитражного суда Омской области от 19.11.2013 по делу № А46-5689/2013 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.

Принятое судом первой инстанции решение мотивировано несоблюдением Обществом утвержденных нормативов сброса загрязняющих веществ в водный объект р. Омь, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «ТГК №11» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ОАО «ТГК №11» указало на то, что при вынесении решения судом первой инстанции необоснованно было оставлено без внимания тот факт, что разрешение на сброс за загрязняющих веществ в окружающую среду от 03.04.2013 № 3/2013 признано Управлением Росприроднадзора по Омской области недействительным с момента его издания, Обществу было выдано новое разрешение № 3/2013-АС от 11.10.2013, действие которого распространено с 28.09.2012 по 28.09.2013; протокол по делу об административном правонарушении и оспариваемое постановление содержат ссылку на признанное недействительным разрешение на сбросы загрязняющих веществ от 03.04.2013 № 3/2013, в то врем как согласно разрешению № 3/2013-АС от 11.10.2013 сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в четвертом квартале 2012 года в водный объект р. Омь осуществлялся СП «ТЭЦ-5» ОАО «ТГК №11» без превышения установленной допустимой концентрации загрязнеющих веществ.

В судебном заседании представитель ОАО «ТГК №11» поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

В письменном отзыве Управление Росприроднадзора по Омской области возразило на доводы апелляционной жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление Росприроднадзора по Омской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

19.04.2013 в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО «ТГК №11», Управлением Росприроднадзора по Омской области выявлено нарушение ОАО «ТГК №11» обязательного требования части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации. Управлением Росприроднадзора по Омской области было установлено, что

ОАО «ТГК №11» является водопользователем по определению пункта 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 24.12.2009 № 55-14.01.02.001-Р-РСБХ-С-2009-00159/00 Обществу (СП «ТЭЦ-5» Омского филиала ОАО «ТГК №11») предоставлен в пользование водный объект р. Омь для сброса сточных вод на 7 км. левого берега реки от устья по трубопроводу диаметром 700 мм. с географическими координатами водовыпуска 55 00 44 СШ, 73 28 10 ВД. Срок водопользования установлен по 01.10.2014.

В соответствии с Критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 640, река Омь отнесена к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование от 24.12.2009 № 55-14.01.02.001-Р-РСБХ-С-2009-00159/00 использование части водного объекта р. Омь может производиться водопользователем при выполнении им ряда условий, одним из которых является ежеквартальное предоставление бесплатно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в ОВР по Омской области отчета о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных (дренажных) вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, выше и ниже места сброса.

ОАО «ТГК №11» во исполнение требований пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, а также пункта 13 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 24.12.2009 № 55-14.01.02.001-Р-РСБХ-С-2009-00159/00, ежеквартально предоставляет в Отдел водных ресурсов по Омской области НО БВУ отчет о выполнении условий использования водных объектов.

В соответствии с письмом Отдела водных ресурсов по Омской области НО БВУ (письмо от 05.022013 № 09-16/66; вх. от 28.02.2013 № 1555), в отчете ОАО «ТГК №11» о выполнении условий использования СП «ТЭЦ-5» Омского филиала ОАО «ТГК-11» водного объекта р. Омь за 4 квартал 2012 года содержатся сведения о сбросе СП «ТЭЦ-5» Омского филиала ОАО «ТГК №11» вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод с превышением норм предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, по следующим ингредиентам:

концентрация нефтепродуктов в сточных водах составила 0,24 г/м3 при допустимой концентрации 0,05 г/м3;

 концентрация железа в сточных водах, составила 0,403 г/м3 при допустимой концентрации 0,1 г/м3;

концентрация меди в сточных водах составила 0,002 г/м3 при допустимой концентрации 0,001 г/м3.

ОАО «ТГК №11» предоставило нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Омь, устанавливающие допустимую концентрацию загрязняющих веществ. Указанные нормативы допустимых сбросов утверждены Федеральным агентством водных ресурсов 01.10.2009 (т. 1 л.д. 37-47). Также ОАО «ТГК №11» предоставило выданное Омскому филиалу ОАО «ТГК №11» структурному подразделению «ТЭЦ-5» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 3/2013 от 03.04.2013, сроком действия с 28.09.2012 по 13.11.2012 (т. 1 л.д.35).

Омским филиалом ОАО «ТГК №11» предоставлены протоколы анализов качества сточных вод за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года (письмо от 11.03.2013 № 31-48/1602).

Управление Росприроднадзора по Омской области, сравнивая показатели концентрации загрязняющих веществ, указанные ОАО «ТГК №11» в отчете о выполнении условий водопользования за 4 квартал 2012 год), а также допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные в нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Омь, утвержденных Федеральным агентством водных ресурсов 01.10.2009, и в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 3/2013 от 03.04.2013, пришло к выводу о том, что сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в 4 квартале 2012 года в водный объект р. Омь осуществлялся СП «ТЭЦ-5» Омского филиала ОАО «ТГК №11» с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленной нормативами допустимого сброса.

По результатам административного расследования 19.04.2013 в отношении ОАО «ТГК №11» составлен протокол об административном правонарушении № В-053/05-021/2013, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании указанного протокола 30.04.2013 Управлением Росприроднадзора по Омской области принято постановление № В-053/05-021/2013 о назначении ОАО «ТГК №11» административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с означенным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, ОАО «ТГК №11» обратилось в Арбитражный суд Омской области с указанным выше заявлением.

19.11.2013 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверяя законность вынесенного в отношении Общества постановления № В-053/05-021/2013 от 30.04.2013, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях ОАО «ТГК №11» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 4 статьи 8.13 Кодекса. Между тем, данный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории; охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и(или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (подпункт 3 части 6 статьи 60 ВК РФ).

Как следует из пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) одним из способов государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду является нормирование в области охраны окружающей среды, задачи которого заключаются в обеспечении условий для сохранения благоприятной окружающей среды

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А81-3117/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также