Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по делу n А81-1540/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Омск

03 февраля 2009 года

                                                               Дело № А81-1540/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  02 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 февраля 2009 года

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5433/2008 закрытого акционерного общества фирма «Центр внедрения «ПРОТЕК» на решение Арбитражного суда Ямало – Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2008 года, принятое по делу №  А81-1540/2008 (судья Максимова О.В.) по иску закрытого акционерного общества фирма «Центр внедрения «ПРОТЕК» к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту государственного  заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа, при участии третьих лиц- общества с ограниченной ответственностью «Фарм-Сиб», открытого акционерного общества «Управляющая медицинская компания «Нордмедком», о признании недействительными аукциона на право заключения государственного контракта и государственных контрактов,

в судебном заседании приняли участие:

от Департамента государственного  заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа – не явился;

от ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК» – представитель не явился;

от Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа – представитель не явился;

от ООО «Фарм-Сиб» – представитель не явился;

от ОАО «Управляющая медицинская компания «Нордмедком» – представитель не явился;

установил:

 

Закрытое акционерное общество фирма «Центр внедрения «ПРОТЕК» (далее- ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК», истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Департаменту государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа и Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарств и расходных материалов на 2008 год для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа по лоту № 1 «Поставка Гипотензивных препаратов по окружной целевой программе «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 год» и по лоту № 2 «Поставка лекарственных средств для обеспечения больных сахарным диабетом средствами самоконтроля гликемии и современными эффектными средствами лечения (препараты инсулина), средствами их доставки, сахароснижающими препаратами по окружной целевой программе «Сахарный диабет» и о признании недействительными государственных контрактов, заключенных по итогам аукциона соответственно с обществом с ограниченной ответственностью «Фарм-Сиб» (далее -ООО «Фарм-Сиб») и открытым акционерным обществом «Управляющая медицинская компания «Нордмедком» (далее -ОАО «УМК «Нордмедком»).

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2008 по делу № А81-1540/2008 по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Фарм-Сиб» и ОАО «УМК «Нордмедком».

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2008 по делу № А81-1540/2008 в удовлетворении требований ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» отказано.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал наличие защищаемого права. По мнению суда первой инстанции, ссылки на нарушение порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания недействительными итогов аукциона по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключённых по итогам аукциона контрактов.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО  Фирма ЦВ «ПРОТЕК» в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, при вынесении решения суда неправильно применены нормы материального права.

В обоснование апелляционной жалобы ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» указывает, что выводы суда об отсутствии нарушений прав истца и заинтересованности в оспаривании итогов аукциона, несостоятельны.

Также истец считает, что судом неправильно истолкована норма права, закреплённая в статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Департаментом государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ОАО «УМК «Нордмедком» также просит оставить решение суда без изменения.

Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), на заседание суда не явились. ОАО «УМК «Нордмедком» заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.

На основании статьей 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 27.01.2009 по 02.02.2009.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для его отмены.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Департаментом государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа проведён открытый аукцион на размещение заказа на поставку лекарственных средств и расходных материалов на 2008 год для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 год.

Аукцион проведён по четырём лотам – поставка гипотензивных препаратов по окружной целевой программе «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 год» (лот № 1), поставка лекарственных средств для обеспечения больных сахарным диабетом средствами самоконтроля гликемии и современными эффектными средствами лечения (препараты инсулина), средствами их доставки, сахароснижающими препаратами по окружной целевой программе «Сахарный диабет» (лот № 2), поставка расходных материалов (вакутайнеры) для лечебно-профилактических учреждений по окружной целевой программе «Предупреждение распространения в ЯНАО заболеваний, вызываемых вирусами иммунодефицита» на 2008 год (лот № 4), поставка лекарственных средств (лот № 4).

Для участия в аукционе поданы одиннадцать заявок, в том числе ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК», ООО «Фарм-Сиб» и ОАО «УМК «Нордмедком». При этом ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» подало заявки на участие в аукционе только по лотам №№ 1 и 2.

14.02.2008 единая комиссия Департамента государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд рассмотрела заявки на участие в аукционе, результаты рассмотрения заявок отражены в протоколе № рrа_1_210208г. 004А/08.

21.02.2008 конкурсная комиссия рассмотрела заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями и условиями, установленными конкурсной документацией, и приняла решение о признании победителем аукциона по лоту № 1 ООО «Фарм-Сиб» (протокол № рrа_2_210208г. 004А/08), победителем по лоту № 2 ОАО «УМК «Нордмедком» (протокол № рrа_2_210208г. 004А/08).

Истец не был допущен к участию в конкурсе по лотам № 1 и № 2 в связи с непредставлением документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, как это предусмотрено подпунктом «в» пункта 18.1 части III «Информационной карты» и пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

Ссылаясь на то, что при проведении аукциона по лотам №№ 1, 2 нарушены положения Закона о размещении заказов, истец обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим иском.

Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для подачи апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.

Согласно подпункту «в» пункта 3 статьи 25 названного закона заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника размещения заказа.

В силу статьи 185 ГК РФ письменное уполномочие, выдаваемое, одним лицом другому для представительства перед третьим лицом называется доверенностью.

Доверенность от имени юридического лица выдаётся за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

По смыслу указанных выше правовых норм документом, подтверждающим полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, является доверенность, выданная юридическим лицом - участником размещения заказа.

К заявкам на участие в открытых аукционах по лотам № 1 и № 2, поданным ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК», была приложена доверенность № 47/ДРУ от 01.01.2008, подписанная генеральным директором ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» Молчановым А.Л., согласно которой участник размещения заказа - ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК», доверил Меньшикову С.А. представлять интересы общества на аукционах.

Кроме того, к заявкам были приложены: протокол заседания Совета директоров ОАО «Протек» № 291 от 19.12.2007 о назначении на должность генерального директора Молчанова А.Л., устав ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК».

Из протокола № 291 следует, что с 01.01.2008 года генеральным директором ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» назначен Молчанов А.Л.

В пунктах 6.3.5, 6.3.6 Устава ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» предусмотрено, что генеральный директор без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательными для исполнения всеми работниками общества.

В соответствии со статьёй 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Приказ о вступлении руководителя в должность относится к документам, регулирующим трудовые отношения руководителя с организаций, в которой он приступает к работе.

При этом в статье 275 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение с руководителем срочного трудового договора. Понятие приказа о вступлении руководителя в должность в Трудовом кодексе Российской Федерации отсутствует.

Между тем, в силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. И лишь в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Глава 43 (статьи 273-281) Трудового кодекса Российской Федерации регулирует трудовые отношения руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.

Правоотношения сторон, возникающие при заключении государственного контракта на поставку лекарственных средств и расходных материалов, носят гражданско-правовой характер. Гражданскими правоотношениями являются и правоотношения акционерного общества и его акционеров по поводу назначения исполнительного органа этого лица, правоотношения юридического лица в лице его исполнительного органа юридического лица и уполномоченного этим органом доверенного лица по поводу выданной последнему доверенности на совершение действий от имени юридического лица.

Следовательно, необходимости подтверждения полномочий руководителя ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» Молчанова А.Л. приказом о вступлении его в должность в рассматриваемом случае не имелось.

В письме Минэкономразвития РФ от 31.05.2007 № 7698-АШ/Д04, указано, что для подтверждения полномочий руководителя организации участника размещения заказа на осуществление действий от имени участника размещения заказа, в том числе полномочий на подписание заявки на участие в конкурсе, участник размещения заказа может представить надлежащим образом оформленные копии протокола о выборе руководителя организации, приказа о вступлении руководителя организации в должность и устава организации для подтверждения информации о том, что устав организации не содержит ограничений на совершение таких действий.

Между тем, названное письмо Минэкономразвития РФ носит рекомендательный характер.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что конкурсная комиссия, отказывая истцу в допуске к участию в аукционе, необоснованно сослалась на отсутствие у него документа, подтверждающего полномочия Меньшикова С.А. действовать от имени ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК».

Однако, оснований для признания недействительными аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарств и расходных материалов на 2008 год для государственных нужд и государственных контрактов, заключенных по итогам

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по делу n А75-4624/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также